Что случилось на Украине? Почему страна фактически разделилась на два лагеря - «оранжевых» и «голубых»? Почему сотни тысяч людей одновременно вышли на площади в разных уголках независимой державы?
Наш специальный корреспондент только что вернулся из Киева. Конечно, Киев - не вся страна. Однако именно там находится Верховный суд, который признал несостоявшимся - ввиду массовых нарушений - второй тур голосования. Поэтому сегодня «Фонтанка» знакомит читателей с информацией о том, как шел подсчет голосов на выборах президента, из первых рук - от тех, кто осуществлял компьютеризацию работы ЦИК, и от тех, кто инициировал уголовное дело по результатам вмешательства в подсчет голосов. Это - мнение одной стороны. Вскоре мы проследим за ходом развивающихся событий по другую сторону баррикад.
«Сервер перестал нами управляться»
Галина Мандрусова, директор фирмы «Проком», осуществлявшей компьютеризацию работы украинской ЦИК, а по сути - разработавшей местный аналог автоматизированной системы «Выборы», считает, что во время выборов некто осуществил несанкционированное подключение к оптико-волоконной линии, установил компьютер, который перехватывал всю информацию из участковых комиссий, и манипулировал результатами голосования в пользу одного из кандидатов. Сейчас этой историей занимается СБУ и Генпрокуратура Украины.
- Еще на первом туре выборов по ходу голосования мы увидели, что кто-то мешает нам получать результаты голосования. Транспортный сервер, на котором лежит транзитная база данных, перестал нами управляться. Вся информация из участковых и территориальных комиссий попадает на транспортный сервер и укладывается в транзитную базу данных. Там происходит небольшая обработка, после чего данные поступают в центральную базу данных, где уже осуществляются все операции (складываются, конвертируются по регионам, участкам и так далее). И все это происходит в режиме «он-лайн». Во время подсчета голосов каждую долю секунды хотя бы один протокол приходит.
В течение дня, пока голосование не закончилось, мы получаем информацию о том, сколько пришло людей голосовать в 11.00, 15.00 и в 20.00. И вот эта информация почему-то вдруг перестала приходить в электронном виде. Параллельно шли телеграммы, по которым мы и составили необходимые отчетные документы. А в полный рост ситуация проявилась во время сбора протоколов голосования.
- Как вы узнали, что в систему кто-то вмешался?
- В 20.00 закрываются участки, и около 21.00 маленькие участки (больницы, тюрьмы) уже присылают свои результаты. А тут ничего не приходит. Затем мы на мониторе видим, что сообщения поступили - мы их видим, но переложить их в основную базу для переработки не можем - они заблокированы. То есть что-то случилось между основной базой и транспортным сервером. У нас, естественно, шок. Потом вдруг выбрасывается порция примерно в тысячу протоколов. Через два с половиной часа - следующая порция. И так - всю ночь. А обычно это происходит равномерно. В конце концов мы получили все протоколы, кроме примерно шестисот (это около 3 процентов). Без этих протоколов Янукович опережал Ющенко. Днем нам дали команду расходиться по домам.
Уже поздно вечером меня срочно вызвали на работу. Потом мне рассказали, что в ЦИК приезжали представители оппозиции, устроили скандал, и вот нас срочно вызывали. Нам сказали: продолжайте обработку, сейчас поступит недостающая информация. Но почему-то так и не смогли передать нам оставшиеся 600 протоколов. Мы просто сидели и смотрели на мониторе на эти протоколы, которые не могли переложить с одного сервера на другой. Тут даже дурак бы уже понял, что имеет место постороннее вмешательство. Можно было выйти к корреспондентам и все рассказать. Но было страшно проявлять понимание происходящего.
- Может быть, все это произошло потому, что система, которую вы разработали, ненадежна?
- Когда зависли те 600 протоколов, председатель ЦИК Сергей Кивалов начал говорить, что что-то случилось с системой, что он даже начинает подумывать о расторжении с нами договора. Но наша система очень хорошо защищена, там куча паролей. Естественно, после окончательной наладки системы все пароли передаются заказчику, то есть ЦИК. В конечном итоге перед первым туром все пароли оказались у начальника Управления информатизации ЦИК Каткова. Когда мы передали пароли, мы заставили его в нашем присутствии изменить их, чтобы пароли знал только он. И он это сделал. То есть пароли были только у Каткова, значит, передать их кому-то мог тоже только он.
Потом мы узнали, что вся транзитная база на транспортном сервере была уничтожена. В этой базе складываются все электронные копии, благодаря чему видно, сколько прислано протоколов. Видимо, там остались следы незаконного вхождения в систему, что и заставило тех, кто это сделал, все стереть. Думаю, что стирание проходило непосредственно в серверной руками Каткова и кого-то еще.
- И все же вы решили заявить о случившемся?
- Сперва моего гражданского мужества хватило на то, чтобы прийти к Кивалову. Я сказала: «Сергей Васильевич, у вас творятся страшные вещи. Кто-то вас подставляет». Я чувствовала, что это он причастен к этому, но я так сказала дипломатично. Я высказала ему суть вопроса, в том числе, что уничтожен весь транзит, что теперь потребуются титанические усилия, чтобы подготовиться ко второму туру. А Кивалов мне говорит: «Да, не везет мне с начальниками Управления информатизации»...
Я думала, что после разговора с Киваловым они побоятся делать то же самое во втором туре. Но выяснилось, что это была лишь репетиция.
- Кто-то вновь проник в автоматизированную систему?
- Каткова уже не было, он исчез после первого тура и появился только во время голосования 21 ноября. Заместитель Каткова Валерий Стриганов наладил сервер, мы все это перепаролили, дали Стриганову новые пароли. Он при нас их изменил, после чего сказал, что, если его будут заставлять отдать пароли, он уволится. Но ему не пришлось увольняться, потому что его выгнали. За сутки до начала второго тура Кивалов пригласил человека из Одессы, который уже был начальником Управления информатизации до Каткова. Я не называю его фамилии, потому что это достаточно приличный человек, которому пришлось делать то, что ему сказали. Он получил коды доступа, изменил их и сказал, что положит Кивалову в сейф. Наверное, положил. Кроме того, Кивалов приказал убрать из серверной видеокамеру, которую туда установил Стриганов, чтобы отслеживать, кто заходит в это помещение.
Во время дня второго тура сначала без сбоев шли данные о ходе голосования. Однако, когда после окончания голосования должны были поступить цифры о том, сколько людей приняло участие в выборах, выяснилось, что из определенных областей информация не пришла. Не было ясно, сколько проголосовали в Донецкой, Харьковской, Луганской, Днепропетровской областях. Эта информация стала приходить около 4 часов утра, и, согласно цифрам, явка там составила 97 процентов. Еще позже из этих областей поступил массив протоколов, обеспечивших Януковичу перевес в 3 процента. То есть они получили информацию о том, сколько и как проголосовали в других областях, сделали соответствующие вбросы, после чего передали скорректированные протоколы.
«Злоумышленники создали дублирующую ЦИК»
Уголовное дело по факту вмешательства в автоматизированную систему «Выборы» возбуждено по инициативе депутата Верховной рады, бывшего полковника СБУ Григория Омельченко.
- Расскажите, пожалуйста, подробнее об уголовном деле, которое возбудила СБУ не без вашего участия.
- Уголовное дело возбуждено по результатам моей депутатской проверки. Сделано там было следующее. Коды электронной системы подсчета голосов на выборах президента Украины знали только разработчики этой системы, а находились они у председателя ЦИК Сергея Кивалова. Они были отданы в руки посредникам администрации президента. Благодаря этому к системе электронного обеспечения выборов люди Януковича подсоединили свой сервер, через который они могли контролировать поступление по электронной почте информации из избирательных округов...
- А из чего следует, что они были отданы, а не украдены? На чем вы основываете предположения об умысле у Кивалова? Это очень серьезное обвинение.
- Из кабинета председателя ЦИК, который усиленно охраняется, из сейфа, который имеет код, известный только Кивалову, причем этот сейф такой, что вынести его невозможно, кто-то мог похитить коды? Мне, как полковнику СБУ, кажется это наивным. О доступе в систему и пароль, позволяющий входить в эту систему, кроме Кивалова, знала только руководитель компании-разработчика. Она по этому поводу дала показания в Верховном суде. Злоумышленники создали дублирующую ЦИК. Информация сперва поступала к ним, они смотрели, как в каких регионах голосуют, отправляли задания на изменения итогов голосований на местах, потом им присылали эти итоги снова - с необходимым результатом «за Януковича» - и уже их отправляли на сервер настоящей ЦИК. Вот почему сначала все обратили внимание на то, что информация на центральный сервер ЦИК приходила с многочасовым опозданием - ее неоднократно корректировали.
После первого тура команда Кучмы - Януковича поняла, что если они не сделают чего-то радикального в плане дальнейших фальсификаций итогов голосования, то Ющенко все равно победит. После окончания голосования в 20.00 21 ноября ночью и утром 22 ноября было вброшено несколько миллионов бюллетеней в пользу Януковича. Бюллетени были липовыми - просто фальшивыми, сделанными по принципу карусели. В Донецкой и Луганской областях появились участки, где проголосовали более чем по 100 процентов избирателей!
Был случай, когда в Черкасской области заместитель министра внутренних дел генерал Любер за несколько дней до выборов собрал руководителей областной администрации и правоохранительных органов. Мне принесли скрытую аудиозапись этого совещания. Генерал Любер там выражался исключительно нецензурным языком. Любер сказал: «Куда вы раздербанили миллионы долларов, которые вам выделили? Почему Янукович пролетел, как фанера над Парижем? Мы еще с вами разберемся...» Дальше следовали грубые угрозы. Кроме того, Любер дал план, что требуется делать в Черкасской области: бить окна, уничтожать урны, производить анонимные угрозы о заминировании и так далее. Для этого генерал Любер предложил создать две мобильные группы по 25 человек, куда должны входить работники милиции и уголовники. Старшими закреплялись руководители территориальных органов внутренних дел. Во время второго тура выборов этот план был реализован.
- Как вы думаете, кто именно в интересах Януковича осуществлял манипуляции, которые происходили в ходе предвыборной кампании?
- Янукович - премьер-министр Украины. Ему не нужно было создавать какие-то особенные структуры, он просто пользовался собственными подчиненными (министры, главы администраций и так далее). Вся вертикаль власти. Например, министр внутренних дел при всех говорил, что в случае победы Януковича в первом туре вся милиция Украины три дня будет пьянствовать! Генеральный прокурор Васильев - тоже представитель донецкого клана. К этому прибавьте сумасшедшие деньги, которые были затрачены на подкуп местных избирательных комиссий.
- Получается, что можно привлекать к ответственности всех?
- Всех не надо. Только первых лиц, которые отдавали команды. Первые лица на республиканском, областном и районном уровнях. Они должны посидеть хотя бы по паре лет - чтобы потом у других о подобном даже мыслей не возникало.
Александр Горшков,
Фонтанка.ру
Публикуется с сокращениями. Полностью материал опубликован в еженедельнике «Ваш тайный советник» N48(127) 13 декабря 2004 года.