Этот финский киноактер - без сомнения, самый снимаемый европеец в России. Для тех, кто еще не догадался – финна зовут Виллэ Хаапасало. Недавно он побывал в Петербурге в качестве почетного гостя традиционной «Недели кино Финляндии». «Фонтанка» публикует интервью с самым «русским» актером страны Суоми.
Виллэ Хаапасало: «В Финляндии я играю русских и ингушей»
Этот финский киноактер - без сомнения, самый снимаемый европеец в России. Знаменитый рогожкинский цикл «Особенностей» подарил ему настоящую славу, а фильм «Кукушка» вызвал одобрительные отклики даже у взыскательных интеллектуалов. Вот только никто, кроме все тех же интеллектуалов, не может вспомнить, как же зовут этого знаменитого актера. Всему виной эти финские имена - уж больно они мудреные! Кто-то утверждает, что обаятельного финна зовут Нахапалсала, а кто-то вообще уверен, что он никакой не финн, а житель ридной Украины. На самом деле актера зовут Виллэ Хаапасало и он самый что ни на есть чистокровный суомолайнен, родившийся к тому же в глухой финской деревне. Недавно Хаапасало побывал в Петербурге в качестве почетного гостя традиционной для нашего города «Недели кино Финляндии». Корреспондент «ТС» не преминул взять у него интервью.
- Скажите, Виллэ, где вы пользуетесь наибольшей популярностью как киноактер: в России или в Финляндии?
- Конечно, меня больше знают в России - здесь и народу больше, а в нашей стране всего-то пять миллионов проживает. Вдобавок я уже на протяжении десяти лет активно снимаюсь в российском кино, а в финском кинематографе я стал по-настоящему работать только два года назад. Неудивительно, что в России меня гораздо чаще узнают на улицах.
Российская известность помогала мне делать карьеру на родине. Правда, произошло это далеко не сразу: после съемок в «Особенностях национальной охоты» я пытался устроиться на работу в Финляндии, писал письма в финские театры, посылал резюме, но все безуспешно: везде мне отвечали отказом или молчанием. Около 4-5 лет я вообще не работал в Суоми - по крайней мере, по актерской специальности. Да и сейчас в Финляндии меня продолжают воспринимать как иностранца - я играю там русских, ингушей (как в одном из своих последних фильмов - «Земля любви»). Зато в России мне поручают роли финнов или вообще европейцев. Меня это устраивает - я везде иностранец. Я чувствую себя представителем русской культуры в Финляндии и финской - в России. Мне очень важно, чтобы российское кино шло в хельсинкских кинотеатрах, а финское кино - в петербургских и московских. Хотя в Финляндии русские фильмы демонстрируются мало. Эту ситуацию следует изменить. У нас много общего: мы дышим тем же воздухом, видим ту же грязь на улицах. Хорошо, что в Петербурге есть такой фестиваль, как «Неделя финского кино».
- Вы никогда не ощущали недоброжелательства со стороны своих соотечественников, потому что вы, дескать, «работаете на русских»?
- Популярность в России - это рекомендация в Суоми. У нас ценится актерская популярность за рубежом, и российский кинематограф здесь не исключение. Вообще, на масштабность актерской известности сильно влияет количество выпускаемых полнометражных фильмов, а оно в Финляндии невелико: 10-12 картин в год. Вы видите, это очень мало - поэтому распространение ролей среди финских актеров очень ограничено, как и масштабы национального кинопроизводства. Далеко не всех талантливых финских актеров удается вовлечь в орбиту съемок.
- Кстати, а насколько диплом петербургского театрального института ценится в Финляндии?
- Я еще не знаю ни одного актера, у которого бы спрашивали диплом и который только за счет диплома стал успешным и снимаемым. Самый верный критерий - это как ты умеешь работать. Ты своим трудом показываешь, есть у тебя диплом или нет. А настоящие дипломы выдает, наверное, только Бог. Без вузовского диплома запросто можно стать великолепным актером - были бы артистические способности.
Но есть такой хороший способ научиться актерской профессии - это театральный институт. Я благодарен своему институту еще и за то, что, учась в Петербурге, познакомился с большим количеством хороших людей. Ведь со страной можно познакомиться только через людей. Поэтому Россия стала для меня родной. Будучи в Финляндии, я всегда скучаю по России, так же как в России - по Финляндии. И мне это не мешает абсолютно. Наоборот, радостно, что у меня есть сразу две страны.
- Финское кино сильно отличается от российского или, скажем, американского?
- В нашем национальном кинематографе сейчас очень многое меняется. Мы долгое время пытались конкурировать с американским кино в том, что они умеют делать лучше нас. Но американцев нельзя победить их же оружием. Наше кино должно идти от маленького человека и его проблем, а не рассказывать о мифическом супергерое, который в космосе борется с какими-то гигантскими червями. Предметом творчества снова должен стать сам человек, его судьба. Как я могу узнать, как живут люди, например, в Австралии? Меня пока не приглашают туда работать. А через фильм я могу почувствовать местную жизнь, ее неповторимую специфику.
- У вас самого есть немало фильмов, которые неизвестны широкому зрителю. Я помню, например, документальный кинопроект о российских беспризорниках, в котором вы участвуете все с тем же Виктором Бычковым. Кстати, как сложилась судьба этого проекта?
- Он завершен и уже вышел на экраны. У меня, между прочим, очень много таких маленьких проектов - сейчас я как раз работаю над сценарием короткометражного фильма, где сам снимаю и продюсирую. При этом я ощущаю настоящую творческую свободу: на меня ничего не давит, я свободен от кабальных обязательств, свойственных работе в чужих больших проектах. Мы собираемся с друзьями, сидим думаем, разрабатываем сценарий, денег вообще ни на что нет, но все равно достаем камеру, сами себя снимаем... Это именно то, что греет душу. Если бы у меня была возможность, я бы занимался только этим. Но такие проекты не кормят семью, поэтому постоянно приходится переключаться на что-то чужое и грандиозное. Тем более что и в этом много пищи для души. Еще очень хочется в театре работать, а в последнее время я этого совсем не успеваю.
- Виллэ, в кино вы проповедуете «маленького человека» и психологизм, если я вас правильно понял. Но в российском кинематографе и тем более в русской культуре это давно присутствует - можно даже сказать, что это визитная карточка нашего искусства. Вы случайно не у нас учились?
- Когда меня спрашивают об идеалах, я даже не знаю, что ответить. Я учился сразу у всех. Мои идеалы - или все, или никто. В каждом актере или режиссере есть что-то хорошее и что-то нехорошее. И во мне тоже. Что до влияния на меня русской культуры, оно бесспорно - один театральный институт чего стоит...
Валерий Береснев,
Фонтанка.ру
Публикуется с сокращениями. Полностью интервью с Виллэ Хаапасало опубликовано в еженедельнике «Ваш тайный советник» N48(127) 13 декабря 2004 года.