Возможно, что в следующем году уставшие от пробок петербуржцы пересядут на водные автобусы. Этим летом некоторые уже испробовали новый вид транспорта – вполне вероятно, что в дальнейшем он будет завоевывать все большую и большую популярность.
Главное отличие водного автобуса от всех прочих водных средств передвижения – в том, что, следуя по маршруту, он делает несколько остановок. Пассажир при желании может оплачивать не весь маршрут стоимостью в 200-300 рублей, а только одну или несколько остановок. Одна остановка обойдется в 30 рублей. За эти деньги можно будет прокатиться, например, от Адмиралтейства до Петропавловской крепости или до Большеохтинского моста, от площади Ломоносова до Никольского собора, от гостиницы «Санкт-Петербург» до Заячьего острова. В часы «пик» водные автобусы должны стать самым удобным видом транспорта. В этом году у фирм-перевозчиков уже появилось несколько клиентов – жителей Петербурга, которые охотно ездили на водных автобусах на работу.
Проект реализуется исключительно на средства частных компаний, которые объединились в партнерство «Городской водный туристско-экскурсионный автобус». Судоходные компании владеют 70 судами и 35 причалами, из них 20 судов и 20 причалов задействованы в проекте.
Водный автобус появился на наших реках весной 2004 года. Узнать его можно было по баннерам с надписью «Водный экскурсионный автобус», которые и в следующем году будут украшать борта судов. Сначала предполагалось, что суда будут совершать рейсы по четырем маршрутам, но из-за ремонта мостов на Мойке их число сократилось до двух. Следующим летом суда будут ходить по каждому из четырех маршрутов.
Корреспонденту «Фонтанки» в руки попала карта, где отмечены все маршруты, а также остановки, которые будут совершать водные автобусы. Вот как они будут передвигаться:
- маршрут N1: Петропавловская крепость – Кунсткамера – Адмиралтейство – Летний сад – Михайловский сад – Музей-квартира А.С.Пушкина на Мойке, 12 – Петропавловская крепость.
- маршрут N2: Причал у метро «Канал Грибоедова» – Михайловский сад – Аничков дворец – площадь Ломоносова – Никольский собор – Сенная площадь – Банковский мост – причал у метро «Канал Грибоедова»
- маршрут N3: Строгановский дворец – Дворцовая площадь – Михайловский сад – площадь Ломоносова – Юсуповский дворец – Исаакиевский собор – Строгановский дворец.
- маршрут N4: Адмиралтейство – гостиница "Охтинская" – гостиница "Санкт-Петербург" – Петропавловская крепость – Адмиралтейство.
Хотя на средства из бюджета частные компании не претендуют и согласны развивать проект за собственный счет, городская администрация, по мнению судовладельцев, создает немало препятствий, которые мешают инвестировать средства в идею водного автобуса. Особенно судовладельцы недовольны тарифами на аренду причалов. Вызывает недовольство и то, что договоры аренды заключаются лишь на год, в то время как новое судно окупается лишь через 5-6 лет эксплуатации. Если одним причалом пользуется не одна компания, а несколько, то стоимость аренды также возрастает – как и в случае, если на причале ведется торговля напитками и сувенирами. Из-за этого невозможно вкладывать в проект деньги, а также продавать услуги заблаговременно, включая услуги автобуса в турпакеты.
Несмотря на все это, партнерство продолжает строить планы. Хотя за этот сезон на автобусах прокатилось всего 50 тысяч пассажиров, потенциально автобусы могут перевезти около миллиона человек за сезон. Члены партнерства полагают, что кроме петербуржцев услугами автобусов будут охотно пользоваться и индивидуальные туристы. Если к тому времени в свет наконец-то выпустят «Карту гостя», по которой туристы смогут получить скидки на транспорт и посещение музеев, туда обязательно войдут и услуги водного автобуса. На борту каждого плавсредства обязательно будет экскурсовод, который сможет рассказать обо всех достопримечательностях на двух языках – русском и английском.
Александра Балуева,
Фонтанка.ру