Правительство и Законодательное Собрание Петербурга готовят проект закона, который сильно изменит отношения города с арендаторами нежилых помещений. Законотворцы уверены: и принимать его, и внедрять будет трудно. Однако иного пути нет. Об основных положениях законопроекта его авторы рассказали сегодня журналистам.
Законопроект «О порядке предоставления льгот по арендной плате за объекты нежилого фонда, арендодателем которых является Петербург» предполагается внести на рассмотрение парламента до конца этого года. Уже сейчас готовящийся документ обрастает слухами и домыслами, суть которых одна: город хочет «задушить» арендаторов. Депутаты и чиновники слухи опровергают, говоря о том, что лишь хотят навести порядок в этой сфере.
Как сообщил первый заместитель председателя Комитета по управлению городским имуществом Алексей Чичканов, на данный момент в городе действует порядка 20 тысяч договоров аренды на 4 миллиона квадратных метров нежилых помещений. 1 миллион 300 тысяч метров арендуются на льготных основаниях. Сумма доходов, выпадающих из-за этого из бюджета города, составляет 2 миллиарда 670 тысяч рублей. Всего же от арендаторов город получает 4-4,5 миллиарда рублей в год. По мнению чиновников, то, что 40 процентов нежилых помещений, пригодных для сдачи в аренду, сдаются на льготных условиях – это очень много. Нормально – процентов 15. Г-н Чичканов также отметил, что надо учитывать, что среди «льготников» много недобросовестных плательщиков (чуть ли не 70 процентов), а ряд арендаторов платит по льготным коэффициентам незаконно (оформив, например, льготу на своего родственника-инвалида и т.д.). Такое положение дел город, естественно, не устраивает. Поэтому и решено упорядочить отношения с арендаторами.
Как пояснил председатель КУГИ Игорь Метельский, в законопроекте есть два основополагающих момента. Во-первых, должен существовать особый арендный фонд, где будут разделены площади под коммерческую и социальную аренду. Сейчас у нас все перемешано. В идеале же помещения, арендуемые коммерсантами и «социалкой», не должны располагаться в одном здании. Тогда не будет проблем с эффективностью использования площадей. Ведь если город может получить от аренды приличную сумму, зачем сдавать это помещение тем, кому придется давать дотации из бюджета на покрытие расходов по арендной плате? Социальный фонд планируется сформировать за два года. Сколько метров квадратных туда войдет и где эти метры будут располагаться, пока не прогнозируется. Но явно меньше 1, 3 миллиона, которые сегодня занимают льготники.
Во-вторых, законопроект предусматривает отмену льгот для ряда коммерческих организаций. Если корреспондент «Фонтанки» правильно понял законотворцев, фактически для всех. «Кроме недобросовестной конкуренции, эти льготы коммерсантам ничего не дают», - говорят и чиновники, и депутаты. И объясняют, что цель коммерческой организации – получение прибыли. А если так, будь добр, организуй работу на должном уровне, чтобы и на аренду хватало. Правда, по словам Игоря Метельского, к этой проблеме надо подходить дифференцированно. Поэтому для ряда организаций (например, рецептурных аптек, организаций, «завязанных» на жилищной реформе и школьном питании) льготы могут быть сохранены. Как это будет выглядеть в окончательном варианте законопроекта, пока неясно. Отметим однако, что, по словам законотворцев, льготы не будут предоставляться коммерческим организациям только по вновь заключаемым договорам. По старым они пока будут действовать, если, конечно, арендатор – добросовестный плательщик.
Экономического эффекта от внедрения нового закона его авторы сразу не ждут. Он наступит не раньше, чем через два-три года. Деньги на первом этапе не главное, порядок важнее, - говорят законотворцы. Но, прежде всего, закон еще нужно принять. По мнению депутата Волчека, без бурных обсуждений и митингов дело не обойдется.
Светлана Тихомирова,
Фонтанка.ру