Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus «Странник» ищет путь (фото)

«Странник» ищет путь (фото)

432

В минувшие выходные в Петербурге прошел конгресс фантастов. Известные писатели, критики, издатели, художники и другие люди, связанные с созданием книг в этом жанре, обсуждали проблемы фантастики, раздавали и получали призы и просто общались. Как и предполагала «Фонтанка», лучшим произведением крупной формы минувшего года стала книга Кирилла Бенедиктова «Война за Асгард».


Кирилл Бенедиктов с премией

В этом году «Странник» прошел в «камерном формате», как назвал это Николай Ютанов, вдохновитель конгресса и литературной премии. Обычное его время проведения приходится на конец сентября, но как раз в эти дни в России произошла серия терактов. Поэтому писатели сочли неуместным веселье в такое время. В результате из-за переносов мероприятия зарубежные гости приехать на конгресс не смогли (если, конечно, таковыми не считать белорусских писателей Брайдера и Чадовича).

Кроме того, писатели собираются в Петербурге уже в десятый раз. Было много разговоров о том, что формат конгресса несколько устарел и в следующем году он может сильно измениться. А пока изменилась сама премия «Странник». Вместо обычных статуэток в этом году вручали их голографическую версию – воистину фантастическую конструкцию, ставшую поводом для шуток известного своим юмором Михаила Успенского. По мнению писателя, когда в стране кончится не только металл, но и дерево, кожа и электричество, то вручать будут виртуальные премии. А кто их не увидит - тот не фантаст.


Михаил Успенский смотрит на "Странник" с юмором

На открытие конгресса Успенский пришел под сильным впечатлением от утренних выпусков новостей – ему показался символичным тот факт, что открытие «Странника» совпало со всемирным днем туалета. "Возможно это потому, что фантастика также необходима человеку, как и туалет?" – задал он вопрос собравшимся.

Японец Хайо Миядзаки, один из крупнейших режиссеров в истории японского манга и аниме, в своем обращении к конгрессу поднял тему комикса, манга и аниме. Этому вопросу было посвящено в рамках «Странника» отдельное заседание и выставка – собравшиеся пытались понять, может ли комикс помочь литературе и есть ли опасность «вторжения» в русский менталитет со стороны японского аниме. Мнения разделились. Одни говорили, что слову ничего не грозит, так как оно естественно для русской культуры. Вторые (Евгений Лукин и Алан Кубатиев) пугали переходом к пиктограммам и отказом от первичной сигнальной системы. Третьи замечали, что категоричность неуместна в любом вопросе. По их мнению, среди комиксов и аниме есть шедевры, которые по своему влиянию на человека и качеству равны хорошей книге.


Задумчиво глядит на Петербург с высоты Андрей Лазарчук. Уж не зреет ли у него новый творческий замысел?

Соскучившиеся друг по другу писатели продолжали общение даже ночью. Вячеслав Рыбаков, например, настолько наобщался, что до самого награждения добраться не смог. А Святослав Логинов предусмотрительно подъехал лишь к началу торжества и сразу порадовал друзей очередной байкой из своих летних похождений. Поймет ее тот, кто знает, как выглядит писатель Логинов (седовласый и благородный муж), и знает, что для написания книг Святослав имеет привычку уединяться в деревенском доме. Во время такой «писательской сессии» этим летом в его двери постучались две девушки студентки из Новгородского пединститута. Они приехали собирать в деревню фольклор и, увидев человека, явно похожего на деревенского аксакала, зашли к нему. Логинов отказывать им не стал – напел «народных» песен, рассказал сказок. Впрочем, среди них были не только его собственные произведения, но и небольшая часть действительно народных. Девушки ушли довольными.

Впрочем, вернемся к награждению – два раза зал вставал при объявлении лауреатов. Один раз это была и минута молчания – посмертно премия за публицистику была вручена Киру Булычеву. Второй раз присуствующие радовались: Бела Клюева из рук Бориса Стругацкого получила премию «Паладин Фантастики». Когда-то Бела Григорьевна работала редактором в издательстве «Молодая Гвардия» и фактически дала путь советской фантастике, в том числе и братьям Стругацким.


Бела Клюева и Борис Стругацкий вспоминают былое

Лучшим произведением крупной формы, как было сказано выше, признан «Война за Асгард» Кирилла Бенедиктова. Хотя корреспондент «Фонтанки» и не согласен с выбором финальной тройки, из трех книг, пробившихся в финальное голосование, эта - самая сильная. В средней форме приз получил Геннадий Прашкевич, а среди авторов рассказов первенствовал Леонид Каганов. Лучшим художником года стала Яна Ашмарина.


Леонид Каганов еще не знает, что стал лучшим рассказчиком.


Приз получает Яна Ашмарина

Сюрприз для организаторов приготовила ассоциация «Русский Мир». Она вручила «спецприз»: его получил Борис Вишневский за книгу «Двойная звезда» о братьях Стругацких.


Борис Вишневский удивлен и польщен

В целом, конгресс был не лучшим за годы его существования. Все время ощущалось, что это был переходный «Странник» - на втором десятилетии своего существования он должен сильно измениться. «Странник» ищет свой путь в будущее.

Михаил Гончаров,
Фонтанка.ру
Фото автора.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях