Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Власть Новый курс президента Путина: не авторитаризм и не демократия

Новый курс президента Путина: не авторитаризм и не демократия

308

Когда-то Иосиф Виссарионович учил, что по мере продвижения к социализму сопротивление врагов будет возрастать. Вскоре после провозглашения этой формулы все, кого объявили врагами, получили должное. Владимир Владимирович творчески развил теорию вождя. По его словам, он с тревогой наблюдает за процессом возрастающего влияния экономических групп и различных экономических кланов на региональный уровень управления. Тем же обеспокоены губернаторы и президенты республик. И все это безобразие происходит по мере продвижения к рынку и демократии. Тревога президента стала одной из причин, подвигших его на политическую реформу в стране.

За последние два дня президент Путин дал два программных интервью – сперва российским тележурналистам, а затем – чилийским СМИ – в которых попытался объяснить задуманные им модернизации.
Объяснения получились весьма противоречивыми и могут еще более запутать обывателя.

Президент считает чушью предположения, согласно которым мы движемся к тоталитаризму. Однако наши "демократические институты должны быть основаны на историческом опыте, традициях и на уровне развития демократических институтов гражданского общества". С гражданским обществом у нас, как известно, плохо. Вернее, его как бы нет. Да и народ в массе не очень понимает, что означает это словосочетание. Наш исторический опыт и традиции хорошо известны. В том числе Владимиру Путину, заметившему, что в стране "не было гражданского общества ни во время царизма, ни во время коммунизма". Поэтому какие демократические институты мы все же хотим создать, остается загадкой.

Судя по всему, нас опять ждет особый неизведанный путь в удивление и назидание странам, где эти институты давно прижились, успешно функционируют, и не реформируются десятилетиями, а то и веками. Наши реформы не ограничатся уже объявленными изменениями.

Например, президент считает вполне разумным вернуть глав регионов и руководителей местных представительных органов в Совет Федерации, откуда совсем недавно их вынесли с его же подачи. Наряду с уже имеющимися представителями регионов, они, по замыслу Владимира Путина, смогут участвовать в решении важнейших государственных вопросов. Не будем спрашивать – зачем. Не будем задаваться вопросом, насколько это соответствует Конституции и принципу разделения властей. В конце-концов большинство сограждан не читало Основного закона и вряд ли будет активно возражать против отклонений от его буквы.

Отметим лишь, что если эта идея будет реализована, то часть и без того контролируемой верхней палаты парламента составят фактические ставленники президента. Такая конструкция послужит логичному дополнению к политической системе, состоящей из декоративного парламента, назначенцев-губернаторов и контролируемых политических партий.

Ранее заявленная террористическая угроза оказалась отнюдь не основной причиной нового курса. Главное – неэффективность нынешней системы. Следует предположить, что с назначением губернаторов все станет гораздо лучше.

Однако, сам президент говорит, что за все годы работы у него не возникло ни одной проблемы ни с одним региональным руководителем, а «система, сложившаяся за последние годы, была достаточно комфортной и, честно говоря, меньше всего хотелось ее трогать». Но если с избираемыми губернаторами проблем не было, зачем же все таки трогать систему? И где гарантия, что новая окажется более эффективной? Ведь экономические группы точно также будут стремиться влиять на региональных руководителей. Если не через выборы, то через другие механизмы.

И точно также они будут использовать власть для решения своих экономических задач. Назначенный руководитель через считанные месяцы обрастет связями, а возможность не оглядываться на избирателей лишь увеличивает соблазн коррупцией.

Укрепленная вертикаль, пройдя через губернаторов, неминуемо дойдет до муниципалитетов. Президент, правда, сказал, что не считает целесообразной отмену выборов мэров («целиком и полностью лишать властных полномочий муниципалитеты считаю неправильным»), но добавил, что власть должна быть сбалансирована. «И там, где эффективно социальные вопросы могут решаться с регионального уровня, там нужно найти такие инструменты, которые позволяли бы это делать». Следует предположить, что губернаторы вскоре потребуют наделить их правом назначения глав муниципалитетов.

Наверное, Путин искренне считает, что его новации встречают недоумение у значительной части общества по причине недообъяснения. И, наверное, это действительно, так. Но проблема в том, что власть и сама не может толком объяснить, что и зачем она задумала. Возврата к прошлому, как говорит Путин, наверное, не будет. Но и на демократию это не похоже.

Александр Горшков

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях