Главным ньюсмейкером в Петербурге в пятницу стал вице-спикер Государственной Думы, лидер ЛДПР Владимир Жириновский. Он побывал на могилах Галины Старовойтовой и Анатолия Собчака, выступил с сенсационными разоблачениями в суде - и везде щедро дарил одеколон имени себя.
Главным ньюсмейкером в Петербурге стал сегодня вице-спикер Государственной Думы, лидер ЛДПР Владимир Жириновский. Повестка из Городского суда с требованием явиться на заседание по делу об убийстве Галины Старовойтовой "подарила" ему возможность отметиться сразу в нескольких местах и в очередной раз прорекламировать и свою партию, и себя, и - заодно - одеколон "Жириновский". За передвижениями лидера ЛДПР следили десятки фото- и телекамер, толпы пишущих журналистов. Скандально известный политик оправдал ожидания СМИ - о его визите в Петербурге вспоминать будут еще долго...
Утром Владимир Жириновский, как и обещал, побывал на могиле Галины Старовойтовой на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. Временная конструкция из полиэтилена и картона, на которой висела табличка: "Идет реставрация", не остановила лидера ЛДПР. По свидетельству многочисленных очевидцев, он недрогнувшей рукой раздвинул полиэтилен и подошел к могиле, чтобы возложить цветы. Тут же появился импровизированный столик для исконно русского поминального обряда. Выпив три рюмки водки, Жириновский рассказал собравшимся о нынешней ситуации на политической арене России.
Припомнив якобы сказанные Старовойтовой слова, что если она станет президентом, то он займет кресло премьера, Жириновский выразил сожаление, что этого так и не произошло, а сегодня демократическую нишу занимает "Единая Россия". "И настоящей свободы до сих пор нет", - сокрушался лидер ЛДПР. Погоревав, он оставил на могиле Галины Старовойтовой "подарок на Новый год" - одеколон "имени себя" - и заявил, что
будет настаивать на том, чтобы и Геннадий Зюганов явился свидетелем в суд по делу об убийстве депутата.
Потом Жириновский почтил память экс-мэра Петербурга Анатолия Собчака. На его могилу также были возложены цветы, а у надгробия произнесены душевные слова про "былые сечи".
Поступок лидера ЛДПР сразу же был оценен Русланом Линьковым, который заявил, что будет требовать привлечь Жириновского к ответственности за осквернение могилы Старовойтовой.
Тем временем лидера ЛДПР ждали в Городском суде. Журналистов, пожелавших увидеть и услышать Жириновского-свидетеля, оказалось так много, что судебные приставы ограничили доступ в зал - иначе там нечем было бы дышать. Пока "основной" свидетель был на кладбище, суд допросил свидетеля "второстепенного". На это ушло минут 20. После перерыва участники заседания ждали Жириновского еще около получаса. Первыми его встретили, естественно, журналисты. Они и проводили лидера ЛДПР до зала судебного заседания. Перед входом в зал он пообещал выйти и все рассказать, так как относится к представителям этой профессии "с большим уважением".
В зале заседания Владимир Жириновский сориентировался очень быстро. Поняв, где сидят журналисты, он, упоминая о своей партии, поворачивался в их сторону. Суть показаний Жириновского свелась к следующему. В 1998 году Госдумой было принято решение о пересмотре итогов приватизации государственного имущества. Геннадий Селезнев - на тот момент думский спикер - поручил курировать этот вопрос в Петербурге Юрию Шутову. Была создана специальная комиссия по пересмотру итогов приватизации. В это время и произошло столкновение интересов, которое, по мнению Жириновского, и послужило катализатором убийства Старовойтовой. В этом же ряду - убийство вице-губернатора Петербурга Михаила Маневича.
По словам вице-спикера, "ЛДПР не имеет к этому никакого отношения, а вот от левых сил - Зюганова, Селезнева - тянется след". Жириновский предложил вызвать глав левых партий в суд для дачи показаний. "Галина Васильевна, - сказал он, - пала жертвой коммерческих разборок, за которыми стоят левые фракции". И позже добавил, что между Старовойтовой, Селезневым и Зюгановым шла смертельная борьба.
На вопрос, могла ли Галина Старовойтова получать письма с угрозами от имени его партии, Жириновский ответил, что ни он лично, ни кто-то из руководства региональных отделений этого не делал. Однако не исключено, что это могли сделать некие лица, которые имели партбилеты ЛДПР, добытые преступным путем. По мнению Жириновского, декларируемая причастность к преступлению бывшего депутата Госдумы, члена ЛДПР Михаила Глущенко тоже не имеет под собой оснований: Глущенко не был крупной политической фигурой, на заседаниях Думы бывал редко и не высказывал угроз в адрес Старовойтовой.
Многие реплики свидетеля касались личности погибшей. Так, Жириновский заявил, что с самого начала была заметна "смычка" Старовойтовой с теми силами, которые представляли западные страны. Лидер ЛДПР заявил также о прямой связи между "западными спецслужбами и нашими демократами". Что, по его мнению, позволяет предположить, что "Галина Васильевна стала жертвой западных структур, которые хотели разрушить страну".
"Прошелся" Владимир Вольфович и по личности помощника Старовойтовой - Руслана Линькова. "Ведь только он мог знать, сколько она везла денег, каким маршрутом. А потом он вдруг оказался жив, хотя могли бы и убить!" - заявил вице-спикер. При этом он отметил, что покойная вообще "окружала себя мальчиками, что вызывало определенные сомнения, а Линькова всегда защищала". По мнению Жириновского, бывшего помощника депутата еще "могут привлечь за соучастие в убийстве".
На вопрос одного из адвокатов "Являлись ли вы организатором убийства Галины Васильевны Старовойтовой?" он ответил: "Конечно, нет!". И добавил: "Я всегда говорил, что у них у всех три пути - тюрьма, могила или эмиграция". Однако он, как православный, крещеный да еще и венчаный, смерти никому не желал.
Почти все показания, данные в суде, Жириновский повторил перед ждавшими его журналистами. В зале заседания он, правда, не смог продемонстрировать коробочку с одеколоном "Жириновский", а вот в коридоре сделал это не без удовольствия. Несколько флаконов он раздал на улице у суда. Как это по-русски: приезжать в суд с подарками!
Светлана Тихомирова,
Фонтанка.ру