Трехкилограммовый труд «Русская мода. 150 лет в фотографиях» презентовал в воскресенье знаменитый модельер, дизайнер интерьеров, коллекционер и театральный художник Александр Васильев. Более монументальной работы на эту тему в России пока не появилось.
Напомним, что Александр Васильев вот уже 22 года проживает во Франции. Он оформил более 100 театральных постановок в 25 странах мира, собрал несколько тысяч экземпляров одежды, изучил историю моды не только Европы и Востока, но и даже Австралии. Близкий знакомый многих русских эмигрантов во Франции, Александр Васильев несколько лет назад написал бестселлер «Красота в изгнании».
Презентация новой книги – «Русская мода. 150 лет в фотографиях» – проходила в Этнографическом музее, где собрались молодые дизайнеры и модельеры. Александр Васильев поведал им о том, что работал над книгой целых семь лет. Собирать материалы было нелегко, потому что большая часть фотографий находится все-таки в России, а не во Франции. «Я не понимаю, почему отечественные историки, имеющие доступ к архивам, не удосужились написать подобную книгу», – заявил на презентации Александр Васильев. Оказывается, большая часть подобных трудов обрывается на 1917 годе. Однако, несмотря на социальные катаклизмы, и после революции мода продолжала существовать. Несмотря на железный занавес, мода постоянно проникала к нам с Запада: из стран Прибалтики и из побежденной Германии, со стилягами и с участниками международных фестивалей...
Как считает Александр Васильев, фотография гораздо точнее передает особенности моды, так как живописец может что-то убрать, что-то добавить от себя, а то и вовсе изобразить модель в одежде другого цвета и покроя. Поэтому Александр Васильев решил собирать именно фотографии. Многие из них были обнаружены в архивах манекенщиц и актрис.
Всего в книге около 2000 черно-белых и цветных фотографий. На снимках – и известные актеры и модели, и обычные мужчины, женщины, дети. Самые ранние фотографии датируются 1850 годом, когда появились первые дагерротипы, самые поздние – 2000, когда появилась цифровая фотография. С новыми технологиями исчез дух некой статичности и документальности, который так присущ старым фотокарточкам. Если раньше фотографироваться ходили всей семьей, тщательно причесываясь и модно одеваясь, чтобы хорошо выглядеть на снимке, то после того, как фотоаппарат стал доступен каждому, эта традиция исчезла. Поэтому сейчас фотографии уже не так хорошо отражают модные веяния, как раньше.
Александра Балуева,
Фонтанка.ру