Тысячи штрихов, часы напряженной работы со свидетелями и потерпевшими... Художник и бывший сотрудник уголовного розыска Алексей Хасанов так рисует композиционные портреты подозреваемых, которых не видел ни разу в жизни, что сходство просто поражает.
«Это он. Все, уберите, не хочу больше смотреть!» - закричала лежащая на больничной койке девочка. Сидящий за мольбертом мужчина устало протер глаза рукой. С листа на мольберте на находящихся в реанимационной палате людей смотрел тот, кого подозревали в чудовищном злодеянии - убийстве четырех человек. Пятая жертва - та самая девочка, со слов которой и был нарисован композиционный портрет, осталась жива.
Художник и бывший сотрудник уголовного розыска Алексей Хасанов в течение восьми часов работал со свидетельницей, которая находилась в состоянии тяжелейшего стресса. Сколько штрихов было нанесено, стерто и вновь нанесено, прежде чем раненая девочка начала узнавать в том, кого рисовали с ее слов, предполагаемого убийцу своей матери! Через несколько часов сотрудники петербургского уголовного розыска в очередной раз поразились гению Алексея Хасанова: "композиционник" был удивительно похож на оригинал.
Имя Алексея Хасанова в редакции впервые услышали, когда газета «Ваш тайный советник» готовила материал про серию преступлений на сексуальной почве в отношении несовершеннолетних. К этому времени подозреваемый в совершении этих преступлений уже был задержан - байкер по кличке Пуля, в миру - Сергей Прасолов, снимавший свои деяния на видеокамеру.
Разговаривая с потерпевшими - малолетними девочками, Хасанов нарисовал предполагаемого преступника. А через некоторое время в руки оперативников попала фотография Прасолова. Сходство композиционного портрета и фотографии было не просто угадываемым - очевидным.
Еще была жуткая история в Песочном в конце 90-х годов. Тогда семнадцатью ударами ножа убили несовершеннолетнюю. Предполагалось, что на счету преступника - гибель еще двух девочек. У одной - 36 ножевых ранений, у другой - 81. Уголовный розыск работал по этому делу полтора года. По однуму эпизоду нашли очевидцев, которые видели девочку за сутки до того, как она пропала. Девочка стояла на лесной дороге и разговаривала с мужчиной. Свидетели видели лицо обернувшегося к ним мужчины какие-то секунды. Но они сказали сотрудникам милиции, что могли бы опознать его. Тогда и обратились за помощью к Алексею Хасанову. Пока тот опрашивал очевидцев и набрасывал композиционник, один из местных оперативников то и дело поглядывал на формирующийся образ. А потом вдруг сказал: «Я его знаю». Пошел к себе в кабинет, принес фотографию некоего Артемова и приложил к портрету. У присутствующих создалось впечатление, что портрет написан с фотографии...
Уже к вечеру подозреваемого задержали. Зверское убийство несовершеннолетней девочки было раскрыто.
Сам Алексей Алексеевич Хасанов огорчается, когда его называют художником и только потом - опером. Очевидно, не только потому, что его оперская биография длиннее, чем биография Хасанова-художника.
Сейчас трудно представить, но работать в милиции Алексей Хасанов не хотел. Он надеялся вернуться в Мухинское училище, с 3-го курса которого был призван в армию. К моменту демобилизации Хасанов уже был членом партии. А тогда как раз проходил так называемый партнабор в органы внутренних дел. Пополнить ряды этих органов и предложили младшему лейтенанту Хасанову.
Хасанов согласился, но не сразу и с условием: работать без формы. И попал в уголовный розыск.
Вот случай из практики Хасанова-опера. В Соляном переулке, у Художественного училища имени Веры Мухиной, было обнаружено тело молодого человека - с раной странной формы. Пока Хасанов проводил первоочередные мероприятия, из отдела милиции сообщили - есть задержанный. И уже дает показания. Один из оперативников даже нашел, чем могла быть нанесена эта странная рана. Вот только те, кто хорошо знал задержанного, утверждали, что тот ни при каких обстоятельствах не мог убить человека.
Прислушался Хасанов и к тому, что говорили бабушки-старушки недалеко от места происшествия. Те ругали молодежь и в доказательство безобразного поведения оной указали на дерево с обломанным суком: «Кому мешало это дерево? Зачем ветки ломать?» По странному стечению обстоятельств сук был обломан как раз над металлическим прутом в ограде, на котором опер Хасанов обнаружил нейлоновые нитки - такие же, как на рубахе погибшего...
Получалось, что никто никого не убивал. «Убийцей» оказался сук, обломившийся под тяжестью человека, решившего таким образом перелезть через забор. Алексею Хасанову пришлось долго убеждать признавшегося в убийстве юношу в том, что он этого не делал. «Был пьян, ничего не помню, может, и убил», - твердил тот. И заплакал, когда его отпустили на все четыре стороны.
Свой первый композиционный портрет Алексей Хасанов сделал, когда еще работал оперативником «убойного» отдела. В Сосновой Поляне убили некоего гражданина Иванова. Труп пролежал в камышах три месяца - все лето.
Знающие люди представляют, во что превращается тело за это время и при такой температуре. А согласно заключению экспертов, Иванов умер не сам - у него обнаружили 7 ножевых ранений. Тогда руководство Хасанова вспомнило: «Ты же мухинец. Вот и сделай... из него». И сунуло Алексею череп погибшего. К тому моменту еще не было известно, кого убили. А по портрету личность убитого установили. Работать стало легче.
«Любой опер - это психолог», - убежден Алексей Хасанов. Эти навыки помогают ему поймать реакцию того, с чьих слов составляется портрет. А также вытянуть ту информацию, о наличии которой свидетель и сам может не подозревать.
- Особенно тяжело работать с детьми, - признается Хасанов. - Здесь нужно смотреть на вазомоторику, на реакцию. Иногда начинается такой бред. Например, «он на Змея Горыныча похож». Или на Кощея Бессмертного. И спрашивают: дядя Леша, вы видели Змея Горыныча? Начинаешь предлагать варианты: давай посмотрим - глазки так, носик так - смотришь, среагировала. Значит, попал.
Когда Хасанов работает с детьми, задействуется весь подручный материал и народ. Потому что у детей, например, смазаны возрастные границы. Приходится уточнять: «Сколько лет было злодею? Тридцать? А вот дядя Вова стоит - ему сколько?» Вот так - в сравнении и уточнении - рождается «образ». С детьми приходиться отвлекаться - говорить о птичках, о бабочках, показывать на лица, глаза, фигуры - похоже, нет?
Хасанов понимает, когда его пытаются ввести в заблуждение. Как художник - когда это происходит без умысла. Уже как опер, а значит, психолог, Алексей Хасанов улавливает, когда введение в заблуждение носит намеренный характер.
Один раз Хасанова попросили нарисовать предполагаемого преступника, ориентируясь только на одну примету. Сказали - у того, мол, были глаза усталого рабочего. И все. И даже предложили приехать на завод, чтобы посмотреть, какие глаза бывают у усталого рабочего. Увы, от этой работы Алексей Алексеевич вынужден был отказаться.
С теми, кого Хасанов рисовал со слов свидетелей, он встречался потом и в жизни. Один из них - поразивший Петербург своей жестокостью маньяк Иртышов - признался: «Когда увидел свой портрет по телевидению, понял, что нужно смываться». Зачастую фотографическая точность «произведений» Хасанова смущает тех, кто борется за чистоту соблюдения норм процессуального права. У них возникает подозрение, что художник видел изображаемого до того, как приступил к работе. Но те, кто работает с Хасановым много лет, готовы подтвердить, что называется, чистоту эксперимента.
После того как вернуться в Мухинку Хасанову не удалось, он почти 20 лет не брал кисть в руки. Потом казалось, что все уже в прошлом. Но как-то выехал на этюды - и пошло. Захотелось. Правда, очень боялся, что цветоощущение нарушилось. Нужно же писать постоянно. Нет, ничего, потихонечку-потихонечку. И если стены в кабинетах угрозыска увешаны композиционниками, сделанными Хасановым, то стены в его квартире - замечательными пейзажами.
Но даже этой отдушиной Алексей Хасанов готов пожертвовать, если его попросят помочь. Так случилось и этим летом, когда его буквально выдернули с Валдая. Потому что в сложном деле оставалась едва ли не единственная надежда - Хасан, как его между собой называют друзья и коллеги.
Елена Гусаренко,
Полный текст статьи можно прочитать в номере газеты «Ваш Тайный советник», который вышел в понедельник.