Вечером в четверг, 4 ноября, жители Гавани услышали три выстрела из корабельных пушек. Так фрегат «Штандарт» начал празднование юбилея – в этот день исполнилось 10 лет со дня закладки точной копии парусного судна Петровского времени.
Вечером в четверг жители Гавани услышали три выстрела из корабельных пушек. Из Круглого ковша Галерной гавани уходил фрегат «Штандарт». Но не навсегда и ненадолго - всего лишь до Центрального яхт-клуба на Петровском острове, где собрались все, кто когда-либо работал на фрегате. Повод для торжества весом - исполнилось 10 лет со дня закладки точной копии парусного судна Петровского времени.
Хотя расстояние между Васильевским и Петровским островом небольшое, фрегату пришлось сделать значительный крюк: осадка в 3,3 метра не позволяет отклониться от фарватера. Поэтому у корреспондента «Фонтанки» хватило и на то, чтобы насладиться плаванием, и на то, чтобы послушать рассказ капитана Владимира Мартуся об истории создания корабля и о дальнейших перспективах проекта.
В ходе разговора выяснились интересные подробности биографии капитана. Владимир Мартусь, оказывается, долгое время занимался зимним виндсерфингом, стал пятикратным чемпионом СССР и даже занял второе место на чемпионате мира по этому экзотическому виду спорта, проиграв чемпиону совсем чуть-чуть - несколько секунд времени и несколько десятых балла. После этого, по его словам, стало ясно, что большего в спорте добиться уже не получится. Надо было искать себе новое дело.
В 1991 году Владимир с товарищами построил копию двухмачтовой торговой шхуны XVIII века «Святой Петр». На этом судне он был капитаном, несколько раз ходил в дальние морские походы. Затем на шхуну нашелся покупатель в США. Деньги, полученные от продажи, стали основой для создания «Штандарта».
Фрегат был заложен 4 ноября 1994 года. Работали на его воссоздании энтузиасты. Во время беседы с журналистами Владимир вспоминал, что если гости, приходящие на верфь, приносили пряники - это был уже праздник. Положение изменилось, когда строительством исторического судна заинтересовались послы иностранных государств - сначала Нидерландов, затем Англии.
Сейчас «Штандарт» настолько известен в Европе, что может принять только треть из всех поступающих предложений. Конечно, составляя план летнего плавания 2005 года, команда принимает только самые интересные из них. Популярность парусника обуславливается и тем, что реконструированных кораблей, относящихся к началу 18-го века, в мире всего четыре. До недавнего времени у «Штандарта» был спутник в походах - корабль того же периода «Эндевор». Однако теперь правительство Австралии отозвало это судно в порт, мотивируя это тем, что морские походы «Эндевора» обходятся очень дорого.
Кстати, о деньгах: деревянный парусник каждые 4-5 лет надо ставить в док на капитальный ремонт. Сейчас «Штандарту» надо изыскать на это средства. Большой ремонт может обойтись в несколько сот тысяч долларов. Таких денег у проекта нет, так что, по словам Владимира Мартуся, придется искать спонсоров.
Проект не собирается останавливаться в развитии. В планах энтузиастов парусного дела - воссоздание яхты Royal Transport, некогда подаренной Петру I английским королем Вильгельмом III. Этот проект начат уже шесть лет назад, но до сих пор практически не продвинулся в развитии. Все упирается в то, что яхту просто негде строить. все пригодные для этого земли принадлежат либо профсоюзам, либо флоту. И те, и другие не склонны отдавать свои территории в аренду. Сейчас помочь проекту решила администрация города. Будем надеяться, что в ближайшем будущем в нашем городе появится еще один исторический корабль.
Кстати, проекты Владимира Мартуся имеют большое значение для города - как средство воспитания юных петербуржцев. Владимир рассказал, что по крайней мере трое из волонтеров команды отказались от употребления наркотиков ради работы на корабле. Даже в самые острые моменты команда не употребляет ненормативной лексики - это просто не принято. Никаких признаков «дедовщины», помыкания младшими и менее опытными, на корабле тоже нет. И главное - работа на фрегате приучает подростков к тому, что работать интересно и нужно. Трудно сидеть без дела, когда вокруг кипит работа. А уж когда от результатов твоих действий может зависеть жизнь - твоя и товарищей, - работать плохо просто стыдно.
Если все проекты некоммерческого партнерства «Штандарт» получат развитие, то в них можно будет занять не менее двух тысяч человек - в основном, подростков. На втором этапе набора волонтеров в 2004 году было получено около 400 заявлений о приеме. И уже после окончания набора приходили подростки и просили взять и их. При том, что каждый из волонтеров должен был учиться, работать на судне, сдать экзамен - и все равно ему не был гарантирован выход в море. Поэтому слова капитана о двух тысячах человек не кажутся преувеличением.
Мы вышли на палубу. В кромешной темноте, под мелким дождем юные моряки ставили паруса. Слева по борту был виден Крестовский остров. Команда работала слаженно и уверенно. Поскольку капитан беседовал с журналистами, кораблем управляла первый помощник Александра. Владимир помогал ей только в самых ответственных местах. Однако у корреспондента «Фонтанки» сложилось ощущение, что, в случае чего, Александра самостоятельно справилась бы с куда более сложными ситуациями.
Причаливали под грохот салюта. Вот тут команде пришлось поработать, потому что ветер все время относил судно от причала. Но ребята успешно справились с задачей. Оставив вахтенных на корабле, команда присоединилась к тем, кто ждал их на берегу, - другим волонтерам, друзьям и родственникам. Все вместе они пошли праздновать 10-летие фрегата в кафе «Тортуга».
А уже на следующий день парусник вновь вернулся в Шкиперский проток - на зимовку.
Ленка Виноградова,
Фонтанка.ру
Фото автора