Старейшее судостроительное предприятие Санкт-Петербурга - «Адмиралтейские верфи» - отмечают свой трехсотый день рождения. На предприятии уже разработана программа празднования. Бурного веселья, правда, не ожидается – очень уж много работы на заводе.
4 ноября «Адмиралтейские верфи» отмечают свой трехсотый день рождения. На предприятии уже разработана программа празднования. Бурного веселья, правда, не ожидается – очень уж много работы на заводе.
В 9 утра ветераны и сотрудники предприятия соберутся на площади у заводоуправления, проведут торжественный митинг и возложат цветы к заводским памятникам, в 10.15 - перейдут к Медному всаднику и возложат букеты к нему, после чего посетят крейсер «Аврора». В полдень в Петропавловской крепости выстрелит пушка – и выстрел этот прозвучит в честь юбилея «Адмиралтейских верфей». Таким образом, уже к полудню празднование закончится.
Напомним, что верфь была основана еще Петром I вскоре после закладки Петербурга, и за годы своего существования выпускала суда почти всех видов: и деревянные корабли, и броненосцы, и ледоколы, и подводные лодки, и танкеры. За триста лет на верфи построено более 2,6 тысячи судов, в том числе 45 танкеров и 300 подводных лодок. Сейчас «Адмиралтейские верфи» занимаются проектированием, производством и модернизацией судов гражданского и военного флотов.
На верфи работает около 8 тысяч человек, причем средний возраст работающих – около сорока лет, что для сферы судостроения (где средний возраст приближается к шестидесяти) – очень высокий показатель. Каждый год работать на верфи приходит 200 рабочих и 60 специалистов. И для завода этого вполне достаточно. Зарплаты на «Адмиралтейских верфях» не маленькие – это и привлекает сотрудников. В среднем работник верфи получает 16 тысяч рублей, а у квалифицированных рабочих зарплата порой доходит до 30 тысяч рублей. Поэтому нередко получается так, что рабочий получает больше инженера – ни в одной европейской стране такого не бывает. Впрочем, работой некоторых инженеров руководитель «Адмиралтейских верфей» Владимир Александров не очень доволен – по его словам, иногда специалисты рисуют такие сложные чертежи, что разобраться в них никому не под силу.
Сегодня на предприятии строят главным образом неатомные подводные лодки, глубоководные аппараты и танкеры. В данный момент строится шесть танкеров для грузоперевозчика «Совкомфлот». Хотя в конце 50-х на верфях построили несколько ледоколов (в том числе ледокол «Ленин»), сейчас подобные корабли выпускают, в основном, на Балтийском заводе. Никаких споров из-за заказов между руководствами заводов не возникает – наоборот, иногда заказчики просят заводы поучаствовать в тендерах, чтобы конкурс все-таки получился.
Хотя зарплаты и производительность верфей понемногу растут, а само производство постоянно модернизируется (в этом году 900 миллионов рублей затрачено на модернизацию корпусообрабатывающего и сборочно-сварочного производств), постоянное повышение цен на металл может негативно сказаться на работе завода. Уже сейчас некоторых заказчиков приходится ставить перед фактом, что в процессе строительства стоимость судна значительно отличается от той, на которую заказчик ориентировался первоначально.
Несмотря на проблемы, жизнь на верфи продолжается. Специально к трехсотлетию в Центральном военно-морском музее открылась выставка «Адмиралтейские верфи. 300 лет». Там можно увидеть модели и чертежи кораблей, форму русских моряков и награды, а также старинные открытки и фотографии.
Александра Балуева
Фонтанка.ру