Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus «Smoke on the Neva» - «Deep Purple» едет в Петербург

«Smoke on the Neva» - «Deep Purple» едет в Петербург

311

В городе на Неве 22 октября в рамках своего мирового турне выступит знаменитая британская группа «Deep Purple». Петербургским поклонникам творчества признанных классиков рока ждать осталось совсем немного...

22 октября в Санкт-Петербурге, в рамках своего мирового турне, выступит знаменитая британская группа «Deep Purple». Мировое турне в поддержку нового альбома «Bananas» началось в августе 2003 года в Берлине, и продолжается уже год. Петербургским поклонникам творчества тёмно-фиолетовой группы будет представлен новый материал, разбавленный проверенными временем старыми хитами. Ждать осталось совсем немного...

А история легендарной группы началась в далёком 1968 году, когда благодаря воле случая встретились два главных её основателя и идеолога – гитарист Ричард Блэкмор (более известный как Ричи Блэкмор) и пианист Джон Лорд. Блэкмор – талантливый рок-гитарист, к двадцати трём годам достигший высот гитарного мастерства. Лорд – пианист с классическим образованием, тяготевший к классике или джазу. Именно в единстве двух таких противоположных по форме, но близких по сути направлений и родился уникальный саунд группы «Deep Purple», ставший одной из причин, принёсших им всемирную известность и вписавших имя группы в историю музыки.

Поначалу созданная ими группа называлась «Roundabout», а ставшее историческим название придумал несколько позже Ричи Блэкмор; на бас-гитаре тогда играл приятель и коллега Лорда по группе «The Flowerpot Men» Николас Симпер. Вокалист – некий Род Эванс – был найден по объявлению в газете и привёл с собой барабанщика Яна Пэйса, ставшего третьим столпом группы на протяжении долгих лет. Группа записала в этом составе три альбома – «Shades of Deep Purple», «The Book of Taliesyn» в 1968 году и «Deep Purple» в 1969 году. Музыка была переходной от популярного направления к року, щедро сдобрена органными пассажами Лорда, а над всем этим царила гитара Блэкмора. Стоит заметить, что примерно треть материала, записанного на первых трёх альбомах, была каверами чужих песен.

К середине 1969 года в коллективе наметились разногласия – «инициативная тройка» (Блэкмор, Лорд и Пэйс) решила сменить вокалиста и басиста, так как Эванс и Симпер, по их мнению, не подходили к выбранному тройкой направлению развитию группы – направлению тяжёлой музыки. Эванса и Симпера сменили в июле 1969 года вокалист Ян Гиллан и басист Роджер Гловер из группы «Episode Six». Так родился знаменитый второй состав «Deep Purple», который принёс группе великую славу, дважды распадался и дважды возрождался. Группа отошла от популярной музыки и двинулась в направлении тяжёлого рока. Наряду с «Led Zeppelin» и «Black Sabbath», «Deep Purple» стала пионером этого направления.

Однако первой работой нового состава была необычная запись – сюита для группы и симфонического оркестра, написанная Джоном Лордом, который никогда не забывал о своих классических корнях. Она была с огромным успехом исполнена 24 сентября 1969 года в Королевском Альберт-Холле в Лондоне. Однако, большинство участников группы довольно прохладно отнеслась к симфоническим изысканиям Лорда, считая, что такой дебют создаст неправильный имидж начинающей свою карьеру рок-группе. Тем более что вторая запись обновлённой группы, «Deep Purple In Rock», была выпущена только в середине 1970 года. Этот альбом стал настоящим событием в рок-музыке; разухабистая песня «Speed King» до сих пор исполняется на концертах и стала настоящим гимном, а «Black Night» покорила чарты тогда и остаётся популярной доныне.

Жемчужиной альбома стала песня «Child in Time», впервые исполненная ещё в Альберт-Холле. Она в полной мере продемонстрировала фирменный знак группы – вокал Яна Гиллана, временами бравшего немыслимо высокие ноты, в сочетании с виртуозной игрой Блэкмора, органом и пианино Лорда, и всё это – на фоне мощной ритм-секции Гловер – Пэйс. Традицией для «Deep Purple» стало и то, что концертные версии песен всегда отличаются как от студийных, так и друг от друга – музыканты на концертах добавляют в песни различные сольные партии, импровизации, фрагменты классических или других известных произведений – при этом всё это звучит гармонично! Так, Джон Лорд на концертах в России обычно добавлял в какую-нибудь из композиций фрагмент «Подмосковных вечеров», его преемник Дон Эйри отдаёт предпочтение «Калинке»...

Во втором составе группа записала ещё три альбома, получивших широкую известность и ставших классическими – «Fireball» (1971), «Machine Head» (1972) и «Who Do We Think We Are» (1973). «Machine Head» стал самым популярным альбомом группы и одним из самых продаваемых альбомов в истории музыки вообще. На нём были изданы такие известные песни, как «Highway Star», «Space Truckin’» и главный гимн группы – «Smoke on the Water», основанный на реальной истории, произошедшей во время записи альбома в Монтро (Швейцария) в декабре 1971 года. Группа записывалась с помощью передвижной студии «Rolling Stones Mobile», припаркованной у концертного зала «Casino», где в это время выступал Фрэнк Заппа. Во время шоу какой-то жизнерадостный идиот запустил в потолок ракету, и деревянное здание сгорело. Текст песни Ян Гиллан придумывал, глядя в окно на Женевское озеро, над которым ещё клубился дым пожара. «Smoke on the Water» исполняли едва ли не на каждом концерте Deep Purple, многие музыканты исполняли её каверы, а открывающий её рифф стал одним из самых узнаваемых музыкальных фрагментов в мире, наряду с первыми нотами Пятой симфонии Бетховена.

Тем временем в группе усиливались внутренние противоречия между Гилланом и Блэкмором. Дошло до того, что Гиллан перестал ездить вместе с остальными участниками группы, встречаясь с ними только на концертных площадках. Однако на музыке это на первых порах не сказывалось, и группа записала самый известный свой концертный альбом «Made in Japan» в 1972 году и альбом «Who Do We Think We Are» в следующем. «Инициативная тройка» тем временем снова решила сменить не только певца, но и басиста, и Роджер Гловер был попросту выдавлен из группы, одновременно ушёл и Гиллан. Второй состав «Deep Purple» прекратил своё существование 29 июня 1973 года. Новым басистом «Deep Purple» стал Гленн Хьюз из группы «Trapeze»; кроме того, он стал вторым певцом. На место Гиллана по объявлению был найден никому тогда не известный молодой вокалист Дэвид Кавердейл. В таком составе группа выпустила в 1974 году два альбома – «Burn» и «Stormbringer», на первых порах популярность её не убывала.

Решение Блэкмора взять в группу двух вокалистов придало музыке «Deep Purple» новые краски, но оно оказалось неверным стратегически – довольно скоро между певцами началось соперничество, переросшее позже в настоящую войну. Кроме того, блюзовые наклонности Кавердейла и любовь Хьюза к негритянской музыке «фанк» сильно изменили стиль «Deep Purple», ограничивая влияние Блэкмора. Последний покинул группу в апреле 1975 года после окончания турне «Stormbringer» и присоединился к группе «Elf», переименовав её в «Ritchie Blackmore’s Rainbow» (впоследствие – просто «Rainbow»).

Лорд и Пэйс сначала хотели распустить группу, но под давлением Хьюза и Кавердейла решили продолжить её деятельность. Был найден новый гитарист – американский джаз-роковый музыкант Томми Болин. Он блестяще сыграл на прослушивании и был принят в «Deep Purple». Осенью 1975 года группа записала альбом «Come Taste the Band» и отправилась в мировой тур. Неприятности начались почти немедленно – мало того, что Хьюз в то время пристрастился к кокаину (потом он сумел с огромным трудом излечиться, но это заняло много лет), так ещё и выяснилось, что Болин – наркоман-героинист. Несмотря на несомненный талант, его игра на концертах становилась всё более беспорядочной. Во время катастрофической поездки в Джакарту зимой 1975 года он повредил себе левую руку иглой шприца и едва мог играть. Кроме того, достигла апогея война между Хьюзом и Кавердейлом за вокальные партии. Группа погибала...

Последние концерты в марте 1976 года в Англии прошли ужасно. Кавердейл и Пэйс, не сговариваясь, положили на стол Джону Лорду заявления об уходе, и после недолгих раздумий Лорд решил распустить группу. Болин и Хьюз узнали об этом только в июле, но к тому времени они уже несколько месяцев занимались своими сольными проектами. Короткая жизнь Томми Болина оборвалась 4 декабря 1976 года в Майами из-за передозировки героина. Остальные участники «Deep Purple» разошлись и занялись сольной работой – Блэкмор к тому времени полтора года успешно выступал со своим проектом «Rainbow», Гиллан возглавлял группу имени себя, которая не имела такого успеха, как «Rainbow», но тоже выпустила несколько альбомов. Гловер выпустил сольный альбом и занялся продюсированием других исполнителей, а в 1978 году присоединился к «Rainbow». Дэвид Кавердейл организовал в 1977 году группу «Whitesnake». Лорд и Пэйс занялись джазовой и полусимфонической музыкой с певцом Тони Эштоном, а затем присоединились к «Whitesnake». Казалось, что группа «Deep Purple» умерла окончательно.

Однако группа возродилась! Это случилось в 1984 году по инициативе Гиллана, который в то время распустил свою группу и пел в группу «Black Sabbath». В марте 1984 года было объявлено о воссоединении второго, «классического» состава «Deep Purple». Группа записала ставший очень популярным впоследствии альбом «Perfect Strangers» и отправилась в турне. Однако идиллия продолжалась недолго. Второй альбом возрождённой группы, «The House of Blue Light», оказался трудным в создании и не столь удачным, как «Perfect Strangers», а между Блэкмором и Гилланом возобновились трения. В конце 1989 года Гиллан был изгнан из группы, а на его место был приглашён Джо Линн Тернер, вокалист «Rainbow» в 1980-1984 годах. Группа в таком составе записала альбом «Slaves and Masters», однако многие фанаты восприняли его в штыки, так как ни сам Тернер, ни созданный им материал не подходили для «Deep Purple», а скорее напоминали «Rainbow». Гловер, Пэйс и Лорд также были недовольны, а записывающая компания потребовала вернуть в группу Гиллана, который тем временем выпустил два сольных альбома и прокатился со своей программой по СССР, выступив даже в Грозном.

В конце 1992 года классический состав снова возродился, но Блэкмор был недоволен изгнанием Тернера. Свою ярость он, однако, направлял в основном на свою гитару – записанный альбом «The Battle Rages On» (очень подходящее название!) и последовавшее турне были невиданно мощными. Группа играла небывало слаженно и агрессивно, зная о том, что второй состав всё же обречён. В ноябре 1993 года, после окончания европейского турне, Блэкмор покинул группу, поставив под угрозу японскую часть тура. Вскоре он возродил проект «Rainbow» с абсолютно новыми музыкантами, а позже, отчасти разочаровавшись в рок-музыке, создал с бэк-вокалисткой «Rainbow» Кэндис Найт группу «Blackmore’s Night», играющую музыку в жанре «фолк» и стилизацию под средневековые произведения.

Казалось, что группа продержится без Блэкмора недолго – двадцатью годами ранее она быстро распалась. Однако на этот раз всё обстояло иначе – туры 1993 и 1994 годов блестяще отработал приглашённый в группу гитарист Джо Сатриани, а когда выяснилось, что он не сможет остаться, на его место был приглашён американский джаз-роковый виртуоз Стив Морз. Поначалу он казался в группе немного не на своём месте, но постепенно притёрся и показал, что он достоин своих предшественников. В новом составе группы не было внутреннего напряжения, царившего в последние годы пребывания Блэкмора, а выпущенный в начале 1996 года альбом «Purpendicular» оказался очень свежим и интересным. Интересно, что в рамках последовавшего тура «Deep Purple» впервые посетили Россию, выступив в Москве 23 июня 1996 года. С тех пор группа взяла за правило приезжать в Россию каждые два года, причём в этом году группа решила не ограничиваться посещениями столиц, а отправилась в турне по всей России – от Владивостока до Петербурга.

В 1998 году был выпущен альбом «Abandon», а ещё через год 30-летие знаменитой сюиты Джона Лорда было отмечено новым концертом и турне с симфоническим оркестром, в которых принимал участие Ронни Джеймс Дио. В программе присутствовала и новая обработка сюиты, и переработанный для оркестра материал «Deep Purple» разных лет, и композиции из сольных работ всех участников группы. А нового альбома поклонникам группы пришлось ждать мучительно долго – до лета 2003 года. Тем временем произошло то, чего никто не ждал – перед началом очередного российского турне в феврале 2002 года из группы ушёл второй из её основателей – легендарный клавишник Джон Лорд. 61-летний маэстро устал от бесконечных разъездов, перенёс незадолго до того серьёзную операцию и решил посвятить себя любимой симфонической музыке. Таким образом, от первого состава в «Deep Purple» остался только бессменный и неутомимый барабанщик Ян Пэйс...

Место Джона Лорда занял Дон Эйри, более всего известный как клавишник одного из составов «Rainbow», но также игравший в «Black Sabbath», группах Гэри Мура и Оззи Осборна, а также записывавший бесчисленные сессионные партии для разных музыкантов. Новый альбом, записанный с участием Эйри, получил неожиданно легкомысленное название «Bananas». Он не похож ни на один из предыдущих альбомов группы, но содержит только качественный и красивый материал, который пришёлся по душе большинству поклонников. Несколько вещей из него мы обязательно услышим на предстоящем концерте...

Илья Снопченко,
Фонтанка.ру

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях