"Фонтанка" публикует книжный рейтинг октября. Какие книги пользуются популярностью в самом читающем городе самой читающей страны? Признаемся, октябрь преподнес некоторые сюрпризы. Например, среди "самых-самых" не оказалось "Дозора" Сергея Лукьяненко...
Самой популярной книгой начала октября в Петербурге стал новый роман Ника Перумова «Череп в небесах». Мы уже предсказывали, что книга будет замечена петербургским читателем, когда рассказывали о признании Перумова лучшим фантастом года. Вторая (и последняя) книга о Руслане Фатееве и противостоянии жутковатой империи «четвертого рейха» и космоса оказалась востребована. Как бы кто не критиковал последние книги Перумова, число его читателей только растет.
Второе и третье места в рейтинге продаж от магазина занимает непременная Дарья Донцова. Даже не знаю, стоит ли пересказывать сюжеты книг, которые на этот раз возглавляют рейтинги продаж. Можно просто сказать что это обычная Донцова, ничем не примечательная, кроме того, что новая. «Экстрим на сером волке» - новая книга о Даше Васильевой, «Главбух и полцарства в придачу» о писательнице Виоле Таракановой, посвящен всем бухгалтерам России, которые, видимо очень любят читать книги Дарьи Донцовой. Есть в десятке и еще одна книга Донцовой «Принцеса на Кириешках».
Анхель де Куатье с «Золотым сечением» очередной книгой из серии «В поисках скрижалей» явно позиционируется как наследник популярности Коэльо в жанре «философский экшен». Многие литературные критики и вовсе уверены, что это ничто иное, как литературная мистификация и это псевдоним какой-нибудь русской Донцовой, решившей поиграть на чужом поле. Впрочем если и мистификация, то довольно живучая. Поклонников у серии де Куатье уже много, многим из них после прочтения его книг открылся «свет» и они не преминут купить и «Золотое сечение».
Завершает первую пятерку самых популярных в Петербурге книг в начале октября «Воющие псы одиночества» Александры Марининой, фаворит сентября на пару с Лукьяненко. «Воющие псы одиночества» это очередное дело Насти Каменской. Дело неожиданное для нее самой, так как, прочитавшие «Соавторов» Марининой (Это было уже давно, больше чем полгода назад – Маринина не может, как Донцова, писать по книге в месяц) Настя ушла в длительный «учебный» отпуск для написания своей диссертации. Чтобы вытащить ее на работу нужно воистину громкое дело и это дело нашлось - восемь убийств юношей и девушек, совершенных в разное время и разных местах.
Владимиру Сорокину, наверное, надо поблагодарить за рекламу «Идущих вместе». В том числе и благодаря их борьбе с его прозой «Путь Бро» попал в десятку самых читаемых в Петербурге. «Путь Бро» это приквел (то есть, по-русски говоря, предыстория) к его же роману «Лед».
Седьмое место занимают книги Евгения Гришковца. «Рубашка» - первый крупный прозаический опыт Гришковца. Впрочем, первый опыт может оказаться и последним, как честно заявляет сам автор. Невзирая даже на то, что написание книги, по его же признанию, было «счастливой работой». Драматург, актер, режиссер теперь становится и литератором, и на этом поприще также преуспевает.
В случае с книгой «Штрафбат» Володарского это опять ситуация, когда экранизация дает толчок и роману, по которому он был снят. У сериала «Штрафбат», посвященного штрафным батальонам во время Великой Отечественной, недочетов хватает. От низкого бюджета до откровенных исторических несоответствий. Но интерес он вызвал, а затем и книгу стали покупать.
Вы, наверное удивились – как же так, самые читаемые книги, а «Дозора» нет. В сентябре книги Лукьяненко действительно продолжали покупать. А вот в начале октября его место занял другой автор «дозоров», большой друг Сергея Лукьяненко – Владимир Васильев. Видимо, петербуржцев заинтересовало, что же Владимир «Воха» Васильев написал о мистической закулисе нашего города. Ведь Черная Пальмира (а «дозоры» от Вохи называются «Лик Черной Пальмиры») это именно Петербург. Ничего хорошего не написал. Впрочем, свою, мягко говоря, нелюбовь, к нашему городу он никогда и не скрывал. В результате мы можем наблюдать мрачный, грязный и заброшенный город-вампир, в котором, живут исключительно странные люди.
Итак, самыми читаемыми книгами в первой половине октября, были следующие:
1. «Череп в небесах» Перумов Н.
2. «Экстрим на сером волке» Донцова Д.
3. «Главбух и полцарства впридачу» Донцова Д.
4. «Золотое сечение» Куатьэ А.де
5. «Воющие псы одиночества» Маринина А.
6. «Путь Бро» Сорокин В.
7. «Рубашка» Гришковец Е
8. «Принцесса на Кириешках» Донцова Д.
9. «Штрафбат» Володарский Э.
10. «Лик Черной Пальмиры» Васильев В.
Мы же, как обычно, решили сами покопаться на полках магазина «Буквоед» и найти для вас что-нибудь любопытное.
«Наглядные пособия» Уилл Айткен.
Эта книга интересна в свете повального увлечения молодежи японской культурой. Манга и аниме, джей-рок и японские ресторанчики... Итак, сказ о том, как канадка приезжает в Японию. Это довольно эксцентричная особа далеко не юного возраста.
японский она учить не хочет принципиально, но довольно находит себе работу в элитной школе для девочек, из которых делают звезд эстрады. Тут-то и начинается самое интересное. Она пользуется таким спросом, что просто диву даешься. После прочтения книги создается впечатление, что все японки мечтают быть американками (причем что Америка, что Канада - им все равно), а все японцы мечтают об любовнице-американке. Книга местами интересная, местами скучная до зевоты, мечтами смешная. Забавно, что она написана мужчиной от лица женщины и весь сюжет завязывается вокруг трагичной любви этой эмансипированной грубой и циничной американки, пардон канадки (впрочем ее цинизм довольно быстро убывает - она начинает любить саке и даже некоторую японскую еду) и японского поп-певца, который пытается быть бунтарем.
«Топ дог» Дуги Бримсон.
Дуги Бримсон недавно посетил Петербург, чем вызвал большой ажиотаж среди футбольных болельщиков. Известен он как певец всевозможных «околофутбольных дел». Сам вышедший из «футбольного хулиганизма» Бримсон очень хорошо знает мир ультрас. Его книги интересно читать и футбольным фанатам, которые, чуть ли не учатся на его книгах, и людям, далеким от футбола. Последним, чтобы иметь какое-то представление о происходящем вокруг стадиона (правда в Англии, но и у нас есть движение в ту же сторону). Первым, чтобы делать выбор сознательно. Вот и в книге «Топ Дог» для их ума есть немало пищи. Ведь, как выясняется, насилие очень ходовой товар. И, идя на поводу у «топ дога», руководителя футбольной «банды» можно вполне прийти к неожиданному результату. В конце концов, книги Бримсона можно читать просто как хороший детектив.
Вера Камша. «От войны до войны».
Вторая книга Веры Камши из серии «Красное на красном» продолжает всю ту же линию, ставшую откровением для многих поклонников фентези. Ее фентези похоже на авантюрный исторический роман, а в ее мире легко находятся параллели с сегодняшней политической обстановкой и делами давно идущих дней. Кто знает, куда ведут дороги Добра и что позволяет Злу поселиться даже в самых благородных сердцах? Неведение дарует людям мир, хотя бы на время. Но мир - куда более опасное дело, чем война. В мирное время беды следует ждать везде - и она именно оттуда и приходит - от рук врага и от слов друга. Ричарду Окделлу, наследнику Дома Скал, отведена не счастливая роль в политическом спектакле рушащейся Империи.
Вадим Панов «Тайный город».
«Тайный Город» это не название книги. Это целое восьмикнижье (и этим, наверняка, не ограничится), в котором этот самый Тайный Город описывается. При рассказе о книгах Панова (ставших очень популярными за последний год) безумно трудно избежать сравнений с «Дозорами» Лукьяненко. Как и у Сергея, это городское фентези, основанное на наших, российских реалиях. Как и в Дозорах, обычные люди, живущие в обычном городе ничего не знают о магической подоплеке происходящих вокруг них событий. Одни называют «Тайный город» «дозором для бедных», другие говорят, что он намного интереснее. Главные отличия Панова – во-первых, центром мироздания тут является Москва. Если в «Дозорах» «иные» живут во всем мире, то согласно Вадиму Панову, их главный город находится на территории российской столицы. Там они - то ли прячутся от людей (в тайном городе, незаметно для «челов», как они нас называют, живут остатки древних рас, владевших Землей до прихода человечества, окончательно сломленных инквизицией), то ли управляют ими. Второй особенностью «Города» является стиль его написания. Многие упрекают Лукьяненко за примитивизм - Панов пишет еще проще. При этом создается, какой то странный феномен – от начатой книги, оторваться совершенно невозможно. Главный козырь Вадима Панова это смесь бурной фантазии и политической сатиры (как на нелюбимых им коммунистов, так и на сегодняшних жителей нашей страны). Ну и, конечно, возможность для читателя ненадолго почувствовать себя «иным», не таким как все.
Михаил Гончаров,
Фонтанка.ру