Истории репортажной фотографии посвящена открывшаяся в Конногвардейском манеже выставка «Ритмы века – репортаж без границ». Почетное место здесь занимают работы знаменитого петербургского фотографа Карла Буллы. Особенно интересен горожанам будет раздел репортажей о Петербурге.
Фотография – вид искусства относительно новый, однако жизнь без неё представить сейчас уже невозможно. Благодаря фотографии сохраняется память о событиях, которые были бы давно забыты, не останься от них карточки в фотоальбомах или – в духе времени – коллекции файлов с фотографиями на жёстких дисках компьютеров. Но фотография – это и мощное орудие прессы во всех её проявлениях. Именно истории репортажной фотографии посвящена открывшаяся в Конногвардейском манеже выставка произведений этого жанра с XIX по XXI век, названная «Ритмы века – репортаж без границ».
Почётное место перед самым входом на выставку занимают работы знаменитого петербургского фотографа Карла Буллы, работавшего в конце XIX – начале XX веков. В своё время апологеты художественной фотографии презрительно называли его «ремесленником от фотографии». Однако их имена давно позабыты, а репортажные фотографии Буллы восхищают людей и поныне. Во всех них – от первого большого репортажа о жизни Коневецкого мужского монастыря на Ладожском озере, созданного в 1892 году, и до фотографий времён начала Первой мировой войны – отражена жизнь во всём её многообразии. Персонажами фотографий Буллы стали и простые люди, и знаменитости – Лев Толстой, Илья Репин, царь Николай II. Булла известен и как корреспондент в Маньчжурском театре действий русско-японской войны.
На оборотной стороне стенда с фотографиями работы Буллы расположилась подборка фотографий, объединённых общей темой «Пляж». Все они сделаны в 30-е – 50-е годы прошлого века советскими мастерами фотографии. Чуть поодаль – галерея московского фотографа Юрия Абрамочкина. Несколько десятилетий он запечатлевал жизнь Москвы и москвичей, необычные и интересные ситуации. Глядя на эту коллекцию, понимаешь, что в дополнение к умению обращаться с техникой, реакции и, конечно же, определённому таланту, настоящему фотографу необходима и особая удача – способность оказаться в нужном месте в нужное время и нажать на спуск фотоаппарата не раньше и не позже, чем нужно.
Следующий раздел, названный «Горячие камеры», посвящён военной тематике. На фотографиях Анатолия Мальцева, Павла Маркина, Александра Зайцева и других фотографов представлена жизнь чуть ли не во всех горячих точках бывшего СССР: в Нагорном Карабахе, Южной Осетии, Таджикистане, Чечне. Рядом – название, которое ещё два месяца назад ничего бы не сказало огромному большинству людей, а спустя совсем немного времени его узнал весь мир. Беслан. Фоторепортёры работали и там, как и во всех горячих точках, зачастую рискуя жизнью, чтобы страна и мир узнали о происходящем. В этом разделе представлены и фотографии из Ирака – снятые в конце 2002 года, перед самым американским вторжением, и уже во время его.
Центральное место на выставке заняла экспозиция фотографий из Челябинской области за весь двадцатый век. Она – как история страны в миниатюре. Первая мировая война, революция, восстановление хозяйства в 20-х годах, Великая отечественная война, послевоенные годы, предчувствие бури в 80-е, смутное время начала 90-х, и так далее – до нашего времени.
Справа разместилась выставка, которая будет наиболее интересна большинству горожан, поскольку она посвящена всё тому же XX веку, но уже в Петербурге-Ленинграде. Здесь и фото начала века, и редкие, в большинстве своём неизданные, фотографии 20-х и 30-х годов, многие из которых созданы Виктором Буллой – сыном основоположника петербургской фотографии Карла Буллы. Дальше – страшные дни блокады Ленинграда, увековеченные в мрачных чёрно-белых снимках блокадных фотографов. Рядом с ними – фотографии 70-х годов, в большинстве своём также неизданные, поскольку газетам и немногочисленны иллюстрированным журналам они были не нужны, а персональных фотовыставок в те времена почти не проводилось. И, наконец, - фотографии последних десяти-пятнадцати лет. Многие из них – пример той самой способности оказаться там, где нужно, и нажать на спуск тогда, когда необходимо. Результат, как правило, вызывает здоровый смех у зрителя. А как иначе можно отреагировать на фотографии, названные «Реплика майора» или «Коленопреклонение»?
Второй этаж Манежа заняли снимки победителей фотоконкурса «Золотой объектив», проведённого в Великом Новгороде. На них – и солдаты войны в Чечне, и военнослужащие Пянджского погранотряда, и даже джазовые музыканты. Другие стенды заняты выставками фотографий из архивов агентств «Интерпресс» и «Рейтер». Пожалуй, выставленные фотографии «Рейтер» - вершина фотографического мастерства, удачи и таланта. Недаром эти снимки используют ведущие новостные агентства мира. Фотографы «Рейтера» освещают спортивные состязания и военные действия, политические и культурные события. Там же – и авторские выставки московских фотографов Бориса Кремера и Алексея Кондратьева, и многое другое.
Выставка продлится до 21 октября. Она может быть интересна даже тем, кто фотографией не интересуется - ведь на представленных фотографиях можно увидеть весь прошедший двадцатый век. Неспокойный и жестокий, но всё же такой интересный. А для тех, кто занимается фотографией – неважно, любитель он или профессионал – петербургские фотографы будут проводить 15 и 16 октября мастер-классы, на которых поделятся своим бесценным опытом.
Илья Снопченко,
Фонтанка.ру
Фото автора