Скоростную железную дорогу между Петербургом и Хельсинки обещают открыть к 2008 году. Участие в реализации проекта примут как финская, так и российская стороны. Об этом в среду сообщил первый заместитель начальника Октябрьской железной дороги Василий Голубцов. Представители ОАО «РЖД» надеются, что проект удастся полностью воплотить в жизнь за счет зарубежных инвесторов. В ближайшее время будет создана российско-финская компания, которая и будет заниматься реализацией проекта.
Впрочем, подвижной состав одного из двух поездов для скоростной дороги собираются в обязательном порядке производить в России - на базе Тверского вагоностроительного завода. Как сообщил корреспонденту «Фонтанки» главный конструктор завода Иван Еремишкин, сейчас специалисты предприятия разрабатывают свои предложения по параметрам и техническим характеристикам новых вагонов. По словам Ивана Еремишкина, они должны быть похожи на вагоны скоростного поезда «Невский экспресс», который сейчас курсирует между Москвой и Питером. По финско-российскому маршруту отправятся поезда с вагонами СВ-класса (двухместные купе), а также вагоны с открытым салоном. Планируется, что путь из Петербурга до Хельсинки такой поезд должен преодолевать не более, чем за 3 часа.
Пока стоимость проекта руководство Октябрьской железной дороги держит в секрете. Но, по оценкам специалистов, создание одного километра такого пути в России может стоить до нескольких сотен тысяч долларов. А главной проблемой в реализации проекта является даже не производство вагонов, а реконструкция самого железнодорожного полотна, которое должно быть абсолютно прямым и ровным.
В ближайшие планы Министерства путей сообщения входит также и воплощение в жизнь одного из старых проектов, а именно - создание высокоскоростной железнодорожной магистрали между Петербургом и Москвой. На той территории, которая была отведена под проект РАО «ВСМ» (проект заморожен с 2000 года) планируется создать коридор, где пройдут новая автомобильная дорога Москва-Санкт-Петербург (и далее – на Хельсинки), а рядом с ней – высокоскоростная железная дорога. При этом чиновники твердо решили, что строительство самого поезда будет производиться исключительно в России. Проект вагонов также возьмет за основу поезд «Невский экспресс». Впрочем, наработки, которые в свое время готовились для проекта «Сокол» (РАО «ВСМ»), здесь тоже будут использованы.
Вообще, как заявил Иван Еремишкин, в ближайшие два-три года Тверской вагоностроительный завод (практически единственный в России по производству вагонов для поездов дальнего следования) планирует полностью перевести свое производство на изготовление вагонов типа «Невский экспресс». Это значит, что очень скоро все поезда будут оснащены просторными вагонами с кондиционерами. Сейчас подобные изменения претерпевает поезд «Красная стрела». Планируется, что к началу сезона летних перевозок между двух столиц будет ходить «Красная стрела» с новыми вагонами.
А вот когда между Питером и Москвой появится высокоскоростная трасса – пока остается неизвестным. Никаких конкретных сроков руководство ОЖД по-прежнему не называет.
Зато точно известно, когда планируется открыть туристический скоростной железнодорожный маршрут Берлин – Калининград – Вильнюс – Рига – Санкт-Петербург. Это произойдет уже весной следующего года. Сейчас между Россией и Эстонией идут переговоры о возможности включить в список пунктов и Таллинн. Туристический маршрут будет действовать с мая по октябрь.
Как сообщил Василий Голубцов, на Витебском вокзале под поезд «Тальго», который будет курсировать на данном маршруте, уже специально подготовили платформу – ее пришлось сделать немного ниже. Сейчас проект достиг той стадии, на которой проходит сертификация подвижного состава. Если все будет в порядке, то в мае первые пассажиры смогут прокатиться из Берлина в Питер.
Надежда Зайцева,
Фонтанка.ру