Не приходится сомневаться, что новый порядок избрания, а фактически – назначения, глав регионов будет утвержден парламентом также быстро, как появился и сам законопроект. Только 13 сентября Владимир Путин поведал о своих замыслах и сказал, что соответствующий законопроект появится до конца ноября, а уже через две недели документ поступил в Госдуму. Депутаты, чутко улавливающие сигналы из Кремля, не заставят себя ждать.
Такая спешка вполне понятна – чем скорее примут проект президента, тем меньше избирательных кампаний в регионах пройдет по старым правилам. Закон не будет иметь обратной силы, и выборы губернаторов, назначенные до его вступления в действие, должны состояться. Следовательно, всех свежевыбранных глав регионов Путин сможет поменять только через четыре года, когда истечет срок полномочий. Конечно, есть и другие механизмы: например, президент уже имеет право отрешать губернаторов от должности. В теории для этого все же нужны достаточно веские основания, но как говорится, был бы человек...
Быть может, на этот раз депутаты даже побьют предыдущий рекорд, взятый при прохождении через нижнюю палату нового закона о проведении референдумов. Тогда удалось управиться буквально за три недели.
Время не ждет. Да и на словах противников президентской инициативы почти нет. Ее одобряют-поддерживают и депутаты, и сами губернаторы (хотя некоторым из них, казалось бы, не должна светить протекция Владимира Владимировича). Правда, соцопросы показывают, что рядовые сограждане пока не оценили по достоинству новые инициативы власти, но не приходится сомневаться, что нам доходчиво разъяснят все прелести нового курса. Единственное, что иногда вносит ложку дегтя в бочку общего оптимизма, – недоговоренность между собой облеченных властью мужей. Вот, например, спикер Совета Федерации Сергей Миронов намедни признал, что такой законопроект разрабатывался давно. А президент объяснял, что таковы требования текущего момента в ответ на происки террористов.
Итак, государство избавляет нас от обременительной возможности выбирать руководителей субъектов Федерации. Глав регионов представит сам президент на утверждение региональным парламентам. Законодателям дается две попытки для утверждения губернаторов. Если попытки окажутся тщетными, то президент имеет право распустить законодательный орган и назначить и.о. губернатора. Не надо и думать о том, что депутаты не отгадают мелодию с одной ноты. В проекте закона не содержится ограничений по срокам пребывания наместника на этом посту. Президент может снять губернатора, который не справляется со своими обязанностями или «утратил доверие». Последняя расплывчатая формулировка позволяет отстранять в любую минуту без объяснения причин. Впрочем, объяснения и так не требуются. «Доверие» - вот что может стать главным мотивом действий региональных руководителей. Депутаты тоже могут выразить недоверие губернатору, но если ему доверяет президент, то вряд ли стоит ждать каких-либо последствий. Для губернатора.
В Кремле, похоже, не собираются останавливаться на этом рубеже. Заместитель главы президентской администрации Владислав Сурков уже озвучил планы назначать мэров крупных городов. Оно и понятно, иначе вертикаль власти будет неполной. Ситуация, когда губернатор конфликтует, например, с мэром областного центра, весьма распространена. Фактически же этот шаг будет означать ликвидацию толком не состоявшегося местного самоуправления. А тот же Миронов сообщил, что Совет Федерации намерен наделить президента контролем за судебной властью. Кто-то может вспомнить о принципе разделения властей, но до принципов ли сейчас...
Полностью замещение выбранных губернаторов назначенцами, если не форсировать этот процесс, должно произойти к началу 2009 года. Однако уже в 2006-м более половины глав регионов получат карт-бланш непосредственно из рук Владимира Путина, и новая система сможет функционировать, как и задумывали ее создатели.
Зачем? Это отдельная тема. Допустим, чтобы безболезненно реализовать давно обсуждавшуюся идею укрупнения регионов. Но главное – выборы-2008. Раз в четыре года мы еще должны выбирать президента. Теперь – с почти царскими полномочиями. Стоит ли напоминать, что царей не выбирают – трон передается по наследству. Возможно, в демократической упаковке.
Не так важно, соответствуют ли ожидаемые нововведения конституции в стране, где три четверти населения не читало эту самую конституцию. Может быть даже, что президент трижды прав, взваливая на себя дополнительные полномочия и тем самым монополизируя ответственность. Опасность заключается в том, что неизвестно, в каких руках окажется система, выстроенная под одного, абсолютно конкретного человека с его уходом. Сдержки и противовесы в этой конструкции практически не предусмотрены. Ведь не считать же таковой почти опереточную полуоднопартийную Думу, назначаемый Совет Федерации и местные собрания.
Александр Горшков,
Фонтанка.ру