С 24 августа , когда были взорваны сразу два российских самолета, объем пассажирских перевозок в "Пулково" снизился на 28 процентов. В среду руководство авиакомпании сделало все, чтобы успокоить пассажиров, рассказав журналистам, какие меры безопасности предпринимают в аэропорту.
Все сотрудники авиакомпании «Пулково», от уборщицы до генерального директора, знают, как себя вести в экстремальных ситуациях. В том числе, и во время террористической атаки. В этом сегодня уверил журналистов, а через них - и своих потенциальных пассажиров и.о. генерального директора ФГУП «Пулково» Александр Головин.
«Пулково» готово поделиться секретами, чтобы успокоить пассажиров
«Я не сторонник того, чтобы открывать прессе все секреты и технологии нашей системы безопасности», - заявил Головин. Однако сейчас, когда авиакомпания несет серьезные убытки в связи с резким сокращением количества пассажирских перевозок после воздушных терактов 24 августа, руководство авиапредприятия все-таки решилось на то, чтобы рассказать пассажирам о тех мерах, которые предпринимаются авиакомпанией для их безопасности.
По словам Головина, с конца августа количество пассажирских перевозок сократилось на 28% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Именно поэтому сегодня, впервые за последние 10 лет, начальник комплекса безопасности так подробно рассказывал о работе и техническом обеспечении своего подразделения.
Раньше, вспоминали начальники авиакомпании, финансирование системы безопасности осуществлялось по остаточному принципу. Сейчас же, когда безопасность становится экономической категорией, деньги для ее обеспечения выделяются в первую очередь. Так, в 2003 году на работу комплекса было выделено около 21 миллиона рублей, в этом году эта цифра больше на 4-5 миллионов.
«Фонтаном» по СВУ
Основные денежные средства направляются на технические новинки и замену старого оборудования. Сейчас на территории аэропорта функционируют 35 ренгентелевизионных установок и 25 стационарных металлоискателей. Кроме того, задействованы 36 ручных металлодетекторов. Если возникнет необходимость нейтрализовать источник опасности, до приезда специалистов из ОМОНа и ФСБ сотрудники «Пулково» смогут сделать это с помощью трех установок «Фонтан» - ими накрывают потенциально взрывоопасный предмет.
Кроме того, наконец закончена разработка установки (кстати, работы в течение 15 лет спонсировала сама авиакомпания), с помощью которой можно практически стопроцентно определить наличие взрывчатых веществ. Даже в самых незначительных количествах.
По словам начальника комплекса авиационной безопасности (КАБ) Евгения Степанова, проверке подвергаются все люди, входящие в залы аэропорта. Журналисты убедились в этом на собственном опыте. А у корреспондента «Фонтанки» в сумочке прибор «нашел» маленький нож.
В «Пулково» проверку проходят не только пассажиры и их багаж, но и экипаж, само воздушное судно и даже еда, которая на него поставляется, - и, разумеется, не только на предмет соответствия качества.
Нововведением в системе безопасности авиапредприятия стала система допуска для персонала, согласно которой у каждого работника в электронном чипе в бейдже запрограммирован уровень допуска. Если уровень доступа невысок, сотрудника могут не пустить в некоторые зоны аэропорта. Этим КАБ частично страхует себя от влияния «человеческого фактора» на возникновение возможной чрезвычайной ситуации.
Зона психологического контроля
В «Пулково» запускается система «profile», которая уже давно успешно работает в Америке и Израиле. В рамках этой системы составлен небольшой список вопросов. Во время досмотра специально обученные люди (сейчас таких в КАБ 36 человек), в зависимости от того, насколько подозрительным им покажется человек или его поведение, задают ему специально разработанные вопросы. Исходя из полученных ответов и реакции на заданные вопросы, специалисты решают, допустить опрашиваемого на борт самолета или нет.
Все вышеперечисленные меры и технологии позволяют «Пулково» считаться одним из наиболее безопасных аэропортов страны. С начала года на его территории было зарегистрировано всего 14 авиационных инцидентов технического характера - по сравнению с 23 за 8 месяцев прошлого года.
Несмотря на это руководство «Пулково» выступает с инициативой о необходимости введения в России специального сбора за безопасность - по примеру западных стран (в Америке, например, этот сбор составляет около 5 долларов). Деньги от сбора пошли бы на улучшение материально-технической базы малоразвитых аэропортов, куда выполняют рейсы российские авиакомпании. И где система безопасности может быть не так развита, как, например, в «Пулково».
Татьяна Востроилова,
Фонтанка.ру