Для Канады Том Томсон – художник почти такого же значения, как для России – Левитан. Именно поэтому в рамках дней Канады в Петербурге, которые в этом году выпали на 9 и 10 сентября, сотрудники генерального консульства Канады привезли в Эрмитаж картины этого художника.
Когда русский зритель смотрит на картины Тома Томсона, то сразу чувствует в них что-то родное. Березки, пруды, горы... Канадская природа похожа на российскую, именно поэтому возникает подобное ощущение.
До Тома Томсона никто не писал пейзажи так правдиво, как это делал он. В художественных кругах считалось, что канадские художники просто не в силах создать собственную школу живописи. Правда, почти никто из них и не пытался этого сделать. Большинство ездили учиться в Европу, чаще всего в Голландию, а затем слепо копировали зарубежную манеру. Так как голландские художники охотно изображали коров, сентиментально пасущихся на лугу, то и канадские художники писали аналогичные картины. Кое-кто называл это направление «коровьей школой».
В Канаде Тома Томсона любят за то, что он первым создал национальный художественный стиль. Художник нигде не учился, однако со временем ему все же удалось выработать собственную манеру. Рос Томсон на ферме, а затем перебрался в Торонто, где нашел работу в гравировальной мастерской.
Именно там Том Томсон познакомился с коллегами, которые позже вошли в знаменитую «Группу семерых». Вместе с ними Томсон на выходных выезжал на природу, где друзья развлекались, отдыхали, а заодно и писали пейзажи. Хотя многие из них провели детство в сельской местности, до знакомства с Томсоном никто из друзей не пытался запечатлеть природу на холсте. Томсон же учил изображать природу такой, какая она есть – дикой, суровой, иногда – неприглядной и пугающей. Работая над очередным произведением, художник всякий раз сильно переживал и иногда в сердцах даже «пытал» холсты горящей сигарой.
Том Томсон, едва у него выдавалась такая возможность, покидал город и отправлялся в заповедник Алгонквин. Летом он работал там: когда – пожарным, когда – гидом для рыболовов. На многих снимках того времени художник запечатлен со связкой рыбы в руке, а любимой его книгой было старинное руководство по рыбной ловле...
В заповеднике Томсон проводил почти каждое лето. На досуге брал каноэ и уплывал подальше от людей – чтобы в одиночестве делать зарисовки. Однажды, летом 1917 года, он уплыл и больше уже не вернулся. Его знакомые не могли понять, как такой опытный гребец, как Том Томсон, мог утонуть. Его смерть и по сей день остается загадкой. Многие говорят о том, что художник был посланником природы. Она дала его миру, она же и забрала обратно.
Выставка в Александровском зале Эрмитажа продлится до 14 ноября.
Александра Балуева,
Фонтанка.ру