В СМИ появилось сообщение, что террористки, взорвавшие два самолета в конце августа, воспользовались услугами спекулянта авиабилетами. Статья "Фонтанки" - о том, что "пути шахида" уже около пяти лет. И это не разовый случай, а хорошо отлаженная система.
Спецслужбы якобы нашли пособника террористок, взорвавших самолеты Ту-134 и Ту-154 Москва-Волгоград и Москва-Сочи 24 августа. Говорят, он занимался спекуляцией авиабилетами в аэропорту «Домодедово» и продал шахидкам билеты на ставшие роковыми рейсы. Известие о том, что террористки воспользовались услугами спекулянта, не удивительно для тех, кто часто бывает в столичных аэропортах. Корреспондент «Фонтанки» изучил торговлю с рук авиабилетами на своем опыте, поскольку не раз попадал на борт самолета в другом московском аэропорту - «Шереметьево» - именно этим путем, путем шахида.
Кто часто летает по стране, знает - через московские аэропорты сегодня лежит дорога во все концы России. Для питерцев таким узловым пунктом является аэропорт «Шереметьево-1». Отсюда ежедневно авиакомпании «Пулково» и «Аэрофлот» отправляют около 20 рейсов на Санкт-Петербург. Тем не менее, желающих улететь в Питер иногда гораздо больше, чем мест на борту. Особенно часто эта ситуация возникает в вечерние часы, накануне выходных и в воскресенье. «Билетов нет», - говорит милая девушка в кассе представительства «Пулково». Страждущие терпеливо ждут окончания регистрации на очередной рейс, надеясь на появление билетов из брони. Тут-то и наступает время «черных» сталкеров. Тех, кто поможет оказаться на борту любого лайнера.
Эти люди не назойливы. Они не станут навязывать вам свой сервис. Лишь однажды этот человек может поинтересоваться, нужен ли вам билет. Вы понимаете, что потворствовать спекулянтам плохо, но времени до отлета все меньше, а кассир не дает повода для оптимизма. И, если рейс последний, выбор невелик: ночь в аэропорту, марш-бросок на Ленинградский вокзал, чтобы успеть на поезд... И вы ищите перекупщика в толпе, благо они не таятся, а затем вступаете в затяжной диалог, чтобы попытаться хоть немного сбить двойную цену, которую они заламывают. Но сталкеры не торгуются, ибо прекрасно знают, что деваться тебе все равно некуда, а желающих улететь много.
Ах, если б все дело было в этих отвратительных созданиях. Как просто сейчас припаять одному из них срок за пособничество террористам. Но никуда не денется та коррумпированная система, в которой этот деятель - лишь мелкое звено. Ведь о бизнесе спекулянта отлично осведомлен тот сотрудник ОВД, который время от времени прогуливается поблизости. В курсе и служба безопасности аэропорта, укомплектованная бывшими и действующими сотрудниками ФСБ. Они наверняка не трогают «частного предпринимателя», делающего свой маленький бизнес у всех на виду, не только за красивые глаза. Кроме того, в цепочке перепродажи билетов участвует не только кассир, но и служащие аэропорта. Убедится в этом не сложно, достаточно согласиться с условиями «сталкера». Дальше происходит вот что.
Спекулянт предлагает подождать конца регистрации на нужный рейс, затем подводит тебя мимо безответной очереди к кассе авиакомпании «Пулково». Ты суешь в окошко паспорт, и та же барышня, что 20 минут назад окатила тебя презрительным «мест нет», теперь с милой улыбкой выписывает билет на твое имя. Впрочем, затем отдает его на руки спекулянту, с которым ты и расплачиваешься. (Как вариант – билет с паспортом оказываются в руках сразу у служащего, отвечающего за регистрацию пассажиров на рейс.) Сервис, однако, на этом не исчерпывается - ведь регистрация-то закончилась, и на борт ты так просто уже не попадешь. Перекупщик быстро подводит тебя к пункту спецконтроля (понятно, без очереди) и передает сотруднику аэропорта, который опекает тебя вплоть до выхода на летное поле. Нет-нет, все положенные кордоны придется пройти, но делается это наспех и формально, ведь за руку тебя тянет человек в форме. Не успеешь оглянуться, и ты уже в чреве самолета.
Этой схеме, по меньшей мере, 5 лет, и существует она практически легально. Во всяком случае, никто из ее участников давно не действует украдкой. Задействовано в ней довольно много людей, оттого и цена, должно быть, столь высока. И хотя спекулянт, который попал «под раздачу», вероятнее всего никаким пособником не является, «лавочку» должно быть прикроют. Для этого стоило дожидаться терактов в самолетах.
Но сколько еще таких слабых звеньев в наших системах безопасности, основанных не на дурости и расхлябанности, а на банальной коррупции – кто знает! Ведь обращаем мы внимание лишь на те, на которые нам укажут террористы. Так при чем же тут бдительность, к которой нас теперь призывают?
Увы, мы привыкли, что у нас многое покупается и продается. Система охраны аэропортов не является здесь исключением, а история со смертницами - не чудовищная случайность.
Андрей Молчанов,
Фонтанка.ру