В понедельник в девять часов вечера сотни петербуржцев зажгли на окнах свечи – в память о детях и их родителях, погибших в Беслане. Огни мерцали в окнах ветхих коммуналок, обычных квартир и фешенебельных апартаментов на Невском проспекте.
Сегодня еще можно сдать кровь для оставшихся в живых. Вчера можно было сходить на митинг с плакатом. 9 сентября редакции «Известий», «МК», «Комсомольской правды», НТВ, «Российской газеты» призывают всех участвовать в акции солидарности. В этот день – девятый со дня первой смерти в Беслане – в девять утра журналисты призывают всех вспомнить о заложниках и помолчать. Тех, кто, за рулем, просят нажать на сигнальный гудок.
Можно вспоминать и поминать. Но все равно мы опоздали. Погибших уже не вернуть.
Тем не менее, вчерашний митинг на Дворцовой площади был, пожалуй, первой акцией такого масштаба, которая собрала тысячи людей. Пускай многие пришли не сами, а по указке руководства – хорошо уже то, что пришли. По-видимому, только такое масштабное и бесчеловечное убийство способно вызвать у жителей города хоть какую-то реакцию. К «мелким» же происшествиям – взрывающимся переходам и падающим самолетам - вроде бы уже давно «привыкли», как это ни страшно прозвучит.
Кстати, свечи первыми зажгли итальянцы. Несколько дней назад подобные огоньки начали мерцать в их домах, а вчера тысячи жителей Рима со свечами в руках прошли от Капитолийского холма до Колизея. Шли в полном молчании – почти не было лозунгов, плакатов, транспарантов. Не было речей и пламенных призывов. Не было слов, которые часто звучат так фальшиво.
Во всем мире люди узнали о жертвах Беслана. Жители Лондона приносят цветы и игрушки к зданию российского диппредставительства. Цветы и плакат с надписью «Дети были убиты» лежат и у резиденции российского посла.
От Западной Европы до Беслана тысячи километров, но люди переживают и боятся за собственных детей.
Вчера утром во Владикавказ для оказания помощи пострадавшим прибыл американский самолет со специальным медицинским оборудованием. Американцы привезли оборудование для мониторинга состояния пациентов, а также специальные больничные койки для больных с ожогами. Подобные же самолеты прибывают из Германии, Италии и других стран. А один из читателей «Фонтанки», назвавшийся студентом, написал у нас на форуме: «Лично мне и моим друзьям нет дела до этого беслана у нас в России и своих проблем хватает». Кто- то ему ответил: Беслан - это и есть Россия. Почувствуйте разницу.
Александра Балуева,
Фонтанка.ру