5 сентября вступили в силу поправки в 16 статью закона «О рекламе», ограничивающие рекламу пива и алкогольных напитков.
Исключение составляет параграф, касающийся использования в рекламе "образов людей и животных". Люди и звери должны исчезнуть из пивной рекламы только с 1 января 2005 года.
Напомним, что законопроект, запрещающий рекламу пива, был внесен в Госдуму депутатами прошлого созыва. В 2002 году документ благополучно миновал два чтения, но окончательно довести его до ума у парламентариев, судя по всему, так и не дошли руки. Новый всплеск борьбы с набирающим обороты пивным алкоголизмом среди молодежи заставил обновленный состав депутатов вновь вернуться к редактированию закона. Ограничивающие поправки были приняты Госдумой 5 августа нынешнего года и уже через три дня одобрены Советом Федерации.
Нет вестей от ФАСа
Через неделю после того, как документ вышел из-под пера президента, Союз пивоваров направил запрос в Федеральную антимонопольную службу с просьбой дать постатейные комментарии к практическому применению закона. Несмотря на то, что большинство поправок официально вступили в силу со вчерашнего дня, многие положения нового закона для производителей пива так и остаются неясными. Так, им неизвестно, что включают в себя понятия «образы людей» и «образы животных». Они также не знают, относится изображение пивной кружки к рекламе или нет.
Заместитель руководителя исполнительного секретариата Союза пивоваров России Александр Троицкий так прокомментировал ситуацию корреспонденту «Фонтанки»: «Пока закон настолько сырой и противоречивый, что даже сегодня, когда он официально вступил в силу, мы не знаем, как практически его применять. Пожалуй, главным недостатком стало то, что он не предусматривает для производителей никаких промежуточных сроков, в течение которых они могли бы скорректировать свою рекламную политику".
Пока ни ответов на свои вопросы, ни официальной позиции антимонопольных органов пивовары так и не получили. Но изменения, которые коснулись пивной рекламы, отныне могут заметить все. Как сообщили корреспонденту "Фонтанки" в пивоваренной компании "Балтика", рекламу пива уже убрали из эфира в период с 7 до 22 часов, как того требует новый закон. Также 10% рекламной площади (эфира) отныне занимает предупреждение о том, что чрезмерное употребление пива может навредить здоровью.
Футбол тоже ждет
Но это лишь первые шаги. По мнению экспертов, убрать рекламу из дневного эфира – дело несложное. А вот изменения, которые грядут в связи с невозможностью для пивоваренных компаний рекламировать свою продукцию на спортивных соревнованиях, может здорово ударить по российскому спорту. Поскольку реклама пива не может распространяться в том числе и в спортивных учреждениях (а любой стадион относится к таковым), пивоваренным компаниям просто придется отказаться от спонсорства. Хотя общие суммы, которые российские производители пива ежегодно тратят на поддержку спортивных соревнований, официально и относятся к коммерческой тайне, нетрудно прикинуть, каким количеством нулей они измеряются.
В Союзе пивоваров не скрывают, что это миллионы и миллионы долларов. Пока неизвестно, как будет построена рекламная компания на ближайших чемпионатах по футболу, которые должны состояться этой осенью (матчи кубка УЕФА). Российские пивовары не теряют надежду, что пивным компаниям все же дадут возможность их проспонсировать. Если же российский закон останется неумолим к пивным производителям, то, по мнению Александра Троицкого, это неизбежно отразится и на транснациональных пивных корпорациях, которые в период спортивных соревнований также проводят активную рекламную политику.
Что еще отныне нельзя?
Итак, согласно новому закону, распространяемая любыми способами реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, не должна содержать информацию о том, что их употребление имеет важное значение для достижения общественного, спортивного или личного успеха, для улучшения физического или психического состояния. Кроме того, реклама не должна содержать информацию о безвредности и (или) положительных терапевтических свойствах пива, о том, что его употребление является одним из способов утоления жажды.
В рекламе пива теперь нельзя использовать образы людей и животных. Она также не должна распространяться в любой форме в радио- и телепередачах, при кино- и видеообслуживании, в печатных изданиях для несовершеннолетних. Кроме того, реклама пива не может распространяться в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, спортивных организациях, организациях культуры, а также ближе 100 метров от них. Реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, также не может оформляться в виде мультипликационных (анимационных) фильмов, дискредитировать воздержание от их употребления, распространяться на первой и последних полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов, в средствах массовой информации, зарегистрированных в качестве специализирующихся на вопросах экологии, образования, охраны здоровья.
Надежда Зайцева,
Фонтанка.ру