Все АЗС отныне признаны «пожароопасными производственными объектами», и, следовательно, должны получить на свою деятельность специальную лицензию. Правда, сами операторы в лицензионные органы пока не спешат...
До 15 сентября все топливные операторы Петербурга должны получить распоряжения из Управления государственного пожарного надзора ГО и ЧС, в котором им в обязательном порядке предлагается обзавестись новыми лицензиями. Согласно документу, все АЗС отныне признаны «пожароопасными производственными объектами», и, следовательно, должны получить на свою деятельность специальную лицензию.
ЕСТЬ ОПАСНОСТЬ?
Правда, сами операторы в лицензионные органы пока не спешат. По словам президента «Нефтяного клуба» Олега Ашихмина, члены Клуба уже подали соответствующий запрос в прокуратуру для разъяснения ситуации. Крупнейшие игроки топливного рынка полагают, что требование новой лицензии – не что иное, как произвол чиновников, не имеющий под собой никаких законных оснований. Требования МЧС они попытаются оспорить в суде.
По словам Олега Ашихмина, еще в мае из Министерства по чрезвычайным ситуациям было получено письменное уведомление о том, что АЗС не должны рассматриваться как пожароопасные объекты. Но через несколько месяцев мнение министерских чиновников изменилось. Президент «Нефтяного клуба» связывает это с весьма интересными фактами. Оказывается, несмотря на то, что официально владельцы АЗС не должны были получать подобных лицензий, в некоторых регионах местные службы пожарного контроля продолжали настаивать на их приобретении. «Когда дело дошло до прокуратуры, - рассказывает Олег Ашихмин, - Министр ЧС Шойгу пересмотрел требования к АЗС. Очевидно, в Министерстве посчитали, сколько с этого может получить государство, и передумали. И вот в июле мы получаем новое письмо из МЧС, в котором нас уведомляют о необходимости лицензировать АЗС как «пожароопасные производственные объекты».
ВО ЧТО ВЫЛЬЕТСЯ ЛИЦЕНЗИЯ?
Официально стоимость получения лицензии не должна превышать 1300 рублей (в эту сумму входит как лицензионный сбор, так и рассмотрение заявки лицензионными органами). Но на практике ее приобретение обходится куда дороже. Операторы уже подсчитали, что за лицензирование каждой АЗС им придется выложить не менее 30 тысяч рублей. Олег Ашихмин утверждает, что эта сумма будет достигать 50 тысяч. Если учесть, что в Петербурге на сегодня имеется 266 АЗС, и еще 8 строится, то общая сумма от их лицензирования в качестве пожароопасных производственных объектов получается, прямо скажем, довольно круглая.
Начальник отделения лицензирования Управления ГПН Петербурга Алексей Забалуев прокомментировал ситуацию кратко. Он сказал, что новое требование справедливо, так как деятельность АЗС подпадает под федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности». Он также заявил, что в случае, если операторы проигнорируют требование МЧС подать заявку на лицензирование в течение месяца с момента получения уведомления, то "будут иметь дело с прокуратурой".
БЕНЗИН НЕ ВЗРЫВАЕТСЯ САМ ПО СЕБЕ
Пока работники Управления Государственного Пожарного надзора ГО и ЧС Петербурга грозят топливным операторам исками в прокуратуру, юристы выносят заключения о неправомерности подобных требований. По мнению Управляющего партнера адвокатского бюро "Бизнес-адвокат" Александра Кринского, с одной стороны, чиновники сокращают количество лицензируемых видов деятельности, а с другой – видимо, не могут удержаться от соблазна больших прибылей, которые сулит им введение новой лицензии. "Если следовать логике чиновников и отнести АЗС к особо опасным объектам, - рассуждает юрист, - то, согласно закону, на автозаправочные станции нельзя пускать посторонних лиц. А как в данном случае рассматривать автовладельцев? О наличии магазинов и кафе на заправочных станциях в таком случае вообще не может быть речи. Кроме того, напомню, что на АЗС продают вещество, которое само по себе не взрывается - взрыв может произойти, только если поднести к нему спичку. Но если поднести спичку к деревянной мебели, то где гарантия, что не сгорит целый дом?"
Пожалуй, одним из самых весомых аргументов защиты является то, что сами по себе АЗС не могут считаться "пожароопасными производственными объектами", так как на них ничего не производят. Все операторы имеют соответствующие лицензии только на хранение топлива, но их, по мнению юристов, вполне достаточно для того, чтобы заниматься продажей бензина.
Надежда Зайцева,
Фонтанка.ру