КГИОП планирует выработать «Санкт-Петербургскую стратегию сохранения наследия». Стимулом послужил губернаторский объезд памятников архитектуры.
К концу этого года сотрудники комитета государственного контроля, использования и охраны памятников (КГИОП) планируют выработать «Санкт-Петербургскую стратегию сохранения наследия». Стимулом к более активной работе послужил губернаторский объезд памятников архитектуры.
Напомним, что Валентина Матвиенко посетила Смольный собор, особняки Кочубея, фон Дервиза и некоторые другие памятники. Увидев, что многие из объектов культурного наследия находятся далеко не в лучшем состоянии, губернатор заявила, что необходимо ускорить работу комитета – пока памятники не разрушились окончательно.
Сегодня председатель КГИОП Вера Дементьева сообщила журналистам, что основные пункты стратегии (которая должна стать своеобразной хартией для российских культурных и бизнес-организаций) будут затрагивать самые разнообразные вопросы охраны памятников. В частности, будут разработаны методы управления рисками. От пожаров, вандалов, естественного разрушения и стихийных бедствий памятники должна спасти страховка.
Немалое внимание стратегия будет уделять и реставрации памятников – планируется охранять не только отдельные здания и монументы, но и городской силуэт в целом. Для этого, впрочем, КГИОП уже разработал отдельные постановления – в частности, закон о высотности зданий, который в спешном порядке приняли после того, как панораму Исаакиевской площади изуродовал огромный стеклянный купол, возведенный над домом на Почтамтской улице.
Стратегия будет строго контролировать использование определенных техник строительства. Сотрудники КГИОП собираются следить даже за цветом зданий. Петербургским реставраторам предложат поменять методику работы. Вместо обычного для советских времен воссоздания, когда разрушенные части памятников создавали заново – причем так, что они практически не отличались от оригинала, отныне предполагается использовать методику консервации, особенно любимую итальянскими реставраторами.
В итальянских музеях можно встретить множество картин, где отреставрированная часть полотна на тон светлее, чем оригинальная. Отреставрированные конструкции зданий часто также отличаются по цвету от старинных. По подобному же принципу реставрируют сейчас Музей связи. А когда работы закончатся, можно будет без труда отличить старинные конструкции от новодела.
Хотя консервация – метод осторожный и бережный, сотрудники КГИОП говорят о том, что лучше бы вообще обходиться без реставрации. А единственный путь к этому – ежедневное использование памятников архитектуры и постоянный уход за ними.
Александра Балуева
Фонтанка.ру