Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Происшествия Все-таки теракт?

Все-таки теракт?

326

Шифротелеграмма с вводными о произошедших в ночь на 25 августа авиакатастрофах с Ту-154 и Ту-134 в органы ФСБ на местах пришла уже через несколько часов после трагедии. Ни о причинах, ни о версиях случившегося в них не было ни слова. Только факты. Два самолета потерпели авиакатастрофы. С разницей в несколько десятков секунд – источники в ФСБ говорят о половине минуты. 32 секунды.

Террористический акт как презумпция

Для сотрудников спецслужбы этих данных достаточно, чтобы начать методичную работу, результат которой должен приблизить вывод о том, что все-таки произошло с воздушными судами. И эта работа началась – задолго до того, как прозвучали первые заявления официальных лиц. Есть основания предполагать, что к первым выводам ФСБ пришла гораздо раньше 27 августа, когда версию о теракте на одной из «тушек» в качестве возможной с неохотой озвучил ЦОС ФСБ.

Но дело не в этом. Не нужно думать, что на вопрос «Что случилось?» спецслужбы начинают отвечать только после того, как им дали отмашку. По словам эксперта «Фонтанки», бывшего сотрудника Управления ФСБ, в случаях, подобных августовской трагедии, спецслужба исходит едва ли не из презумпции того, что случившееся – террористический акт. Тогда, еще до поступления всяких там приказов и директив, начинает работать система. Запрашиваются данные пассажиров рейсов. Устанавливается, через кого осуществлялась покупка или бронирование билетов. Сверяются данные регистрации в аэропорту со сведениями на корешках авиабилетов. Таким образом вырисовывается личность конкретного пассажира. Выясняется, где он зарегистрирован, где жил в действительности, его связи, то, как он проводил время незадолго до полета – где останавливался, с кем общался, что приобретал. Исходя из этой информации, можно – до определенного времени только теоретически – определить потенциальную опасность человека. Причем, если учесть, что в самолетах находятся пассажиры из разных регионов и соответствующие мероприятия проводятся в каждом из них, можно только представить себе весь объем работы.

Другое, осуществляемое параллельно с первым, направление – отсмотр видеозаписей происходящего в аэропорту отправления. На них можно проследить, как осуществлялся предполетный досмотр и проход конкретного пассажира, какова была его реакция на происходящее. Особую заинтересованность спецслужб вызывают пассажиры, выглядящие или ведущие себя подозрительно. Собранный массив информации обобщается и анализируется. В итоге – версия теракта либо находит пусть даже косвенное подтверждение, либо – признается несостоятельной.

Можно, если осторожно

Возможно ли пронести на борт самолета, при всей строгости предполетного досмотра, запрещенные предметы, например, взрывчатку? Практика террористических актов показывает, что можно. Не обязательно на себе. Можно в багаже, который досматривается не всегда тщательно. И никаких специально обученных собак не хватит, чтобы досконально проверить багаж каждого пассажира. Да и предполетный досмотр не всегда так строг, как это декларируется. Особенно, когда рейс задерживается, и возникают некоторые заминки и суматоха. Один из сотрудников нашей редакции, чей рейс задерживался на несколько часов с вылетом из московского аэропорта, несколько раз совершенно беспрепятственно покидал т.н. «накопитель», гулял по территории аэропорта и возвращался обратно – без досмотра. Потому что время было ночное, и к этом делу отнеслись соответственно.

Другой наш сотрудник, совершенно без злого умысла, попросту забыв о том, что эта вещь находится у него в сумке-ручной клади, пронес на борт пистолет «Оса». И обнаружил это только в самолете. Когда зачем-то полез в сумку.

Можно ли исключить вариант, что кто-то из персонала аэропорта или дежуривших там сотрудников охранных структур или правоохранительных органов имел несанкционированный доступ к багажу пассажиров или самолету? Или доступ был санкционированный – например, если человек заправлял самолет топливом, а вот дальнейшие действия – нет? Не секрет, что «своим» внимания уделяется куда меньше, чем пассажирам. Как водится, вопросов больше, чем ответов...

Напомним, что в пятницу впервые с момента катастрофы представители ЦОС официально заявили о том, что на борту самолета Ту-154, разбившегося с Ростовской области, вероятно, был совершен теракт. Следы взрывчатого вещества обнаружены при исследовании обломков Ту-154. Предварительный анализ показал, что это гексоген, заявляют источники в ФСБ. Кроме того, спецслужбы говорят, что им удалось получить данные, которые позволяют определить круг лиц, возможно, причастных к теракту на борту Ту-154. В тот же день зарубежная группировка «Исламские бригады» взяла на себя ответственность за крушения самолетов Ту-134 и Ту-154.

Елена Гусаренко,
Егор Иванов,
Фонтанка.ру

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях