Представители Союза художников Петербурга будут просить администрацию города о продлении сроков работы комиссии, проверяющей целевое использование помещений фонда творческих мастерских. Это связано с тем, что проверка, которую осуществляет комиссия, пришлась на летний период, и во многие творческие мастерские проверяющие попросту не могут попасть. Всего же нужно проверить более 2000 творческих мастерских. Предполагалось, что ревизия будет завершена к 1 октября.
Промежуточные итоги
С начала работы комиссии прошло чуть более месяца. Сегодня ее председатель докладывает о промежуточных итогах проводимой ревизии в Смольном. Как сообщил «Фонтанке» член комиссии, заместитель председателя Союза художников Петербурга Александр Сайков, в настоящее время проверено всего лишь около 7-8 процентов всего фонда творческих мастерских. Причем во многие помещения проверяющие попасть так и не смогли – арендаторы помещений отсутствуют, прибытия многих можно ожидать не ранее осени. В Приморском районе, например, художников и прочих представителей творческих профессий, арендующих мастерские, вызывали прямо с дач.
Каждое посещение мастерской актируется, к акту прилагается фотосвидетельство использования помещения. По словам Александра Сайкова, в ходе проверок были выявлены объекты, которые давно не используются по назначению. Однако вины художников и других представителей творческих профессий, в свое время получивших эти помещения в аренду, нет. Выяснилось, что сроки действия договоров об аренде таких объектов (их уже около 10 в разных районах Петербурга) закончились еще в 1997-1998-м годах. Некоторые помещения сейчас вовсе не используются и стоят заброшенными – это, в основном, помещения на 1-х этажах зданий. Однако есть и такие объекты, которые были захвачены самовольно, совершенно посторонними людьми, на непонятных ни КУГИ, ни художникам основаниях. Судьба таких бывших мастерских также будет решаться по результатам ревизии.
Возникают в ходе проверки и спорные вопросы. Например, мастерская по договору передана в аренду одному человеку. Однако, в частности, у архитекторов-дизайнеров коллективная форма труда – в мастерской работает не один человек, а сразу несколько. Чиновники трактуют такое использование мастерской как нарушение договора – допустим, как организацию в мастерской офиса. Каких-либо документов, подтверждающих право работы в мастерской не только непосредственно арендатора, но и его коллег-помощников, работники некоторых мастерских предоставить комиссии так и не смогли. А потому в актах появились записи о ненадлежащем использовании мастерской... Кроме того, в ряде случаев чиновники из комиссии поднимали вопрос о неэффективном использовании площадей – например, считали, что для одного арендатора площадь является избыточной. Александр Сайков же считает, что к решению данного вопроса нужно подходить индивидуально, с учетом особенностей деятельности конкретного арендатора. Если для художника площадь может быть достаточной, то, например, для скульптура ее может не хватать.
История вопроса
Напомним, что ревизия творческих мастерских стала продуктом компромисса, достигнутого между властями и представителями творческих профессий. Художники (в широком смысле этого слова) восстали против посягательства чиновников на святая святых – творческие мастерские. Поводом явилось распоряжение Комитета по управлению городским имуществом (КУГИ) о приватизации творческих мастерских Петербурга. Оно предписывало художникам в трехмесячный срок заплатить аренду за мастерские за 5 лет. Кроме того, согласно этому распоряжению, все мастерские должны были быть выставлены на торги. В качестве обоснования появления подобного документа КУГИ заявлял, что большинство мастерских не используется для реализации творческих идей, а сдается в аренду другим лицам. Спустя месяц (а за это время в городе прошли акции протеста петербургских художников, скульпторов, архитекторов и т.п., в ходе которых даже поднимался вопрос об отказе от российского гражданства – чтобы весь мир узнал, как в Питере притесняют творческую интеллигенцию!) скандальное распоряжение было отменено губернатором.
Отмена документа произошла под лозунгом «Художника может обидеть каждый, но только не я», – именно так категорично заявила Валентина Матвиенко, когда ей в очередной раз был задан вопрос об инициативе КУГИ. Было найдено компромиссное решение – целевое использование мастерских проверят, а тех, кто нарушает условия договора аренды, лишат помещений. Такие мастерские поступят в распоряжение КУГИ. Добросовестным арендаторам творческих мастерских гарантирована аренда на прежних условиях. Напомним, что сейчас при расчете арендной платы используется «социальный» коэффициент 0,03 (аренда мастерской площадью около 50 метров обходится примерно в тысячу рублей плюс оплата коммунальных услуг, равная или в несколько раз превышающая аренду). Этот коэффициент был утвержден в 1998 году, когда в Петербурге появился закон о фонде творческих мастерских.
Проверка продолжается, но, судя по всему, в предписанные сроки – к 1 октября – абсолютно все мастерские проверить не успеют. Именно в связи с этим обстоятельством, по словам Александра Сайкова, комиссия и будет ходатайствовать о продлении сроков ее работы до следующего года.
Елена Гусаренко,
Фонтанка.ру