Первый пиар-слоган «Спички детям не игрушки» в первый раз появился на спичечных коробках. Как раз такие сейчас коллекционирует первый противопожарный пропагандист и пиармен Петербурга Валерий Ардашев, которому сегодня исполняется 50 лет..
В России к пиарщикам относятся предвзято. Если быть еще откровеннее, их не любят. Но есть область пиара, которую все издавна приветствуют. А первый пиар-слоган «Спички детям не игрушки» уже давно стал крылатой фразой. Появился он, кстати говоря, в первый раз именно на спичечных коробках. Как раз такие сейчас коллекционирует первый противопожарный пропагандист и пиармен Петербурга Валерий Ардашев. После такого представления, наверное, читатель представляет себе подтянутого военного человека, что называется «без лица» и в галстуке. Но не таков Валерий Михайлович. Ардашев мало напоминает строгого и беспощадного начальника целого Управления информации и связей с общественностью ГУ ГОЧС Петербурга. Сегодня Валерий Ардашев празднует свой 50-летний юбилей.
- Валерий Михайлович, начальствовать над довольно таки большой армией народа трудно?
- Нет, нисколько. К каждому человек, будь то молодой журналист или же ветеран афганской войны, у меня подход индивидуальный. Все творческие вопросы мы решаем коллективно. Но вот если возникают вопросы по службе, то тут обсуждения быть не должно: есть приказ, его надо исполнять.
- Сейчас, через 30 лет после того, как вы ступили на эту профессиональную стезю, помните, почему захотели стать пожарным?
- Я с раннего детства мечтал о погонах. А у меня был товарищ, у которого отец работал в пожарной охране. Вот, собственно, его отцу я и обязан тому, что попал служить в пожарную охрану.
- 50 лет – половина жизни. И приходится задумываться об некоторых итогах. Вы их для себя уже подводили?
- Если честно, то я не подводил никаких итогов. Почему? Когда видишь цифры в документах, то тебе 50 лет. А вот, когда не задумываешься над этим, то ты еще тот, 20-летний, независимо от паспортного возраста. Так что итогов я не подводил. Хотя за спиной уже достаточно большой жизненный опыт, и, в частности, работы на поприще, как сегодня говорят паблик рилейшенз. Я начинал эту работу с лейтенантов...
- Так вы стоите у истоков пожарной пропаганды?
- Можно сказать и так. Сегодня в России считанные единицы действующих сотрудников, которые занимаются на протяжении более двух десятков лет противопожарной пропагандой. Если точно, то таких людей всего два. Есть полковник Севастьянов, мой хороший товарищ и учитель. Он занимается этими вопросами в масштабах России. Второй - ваш покорный слуга.
- Тогда на вашем счету, наверное, много новаторских разработок, которые вошли в жизнь пожарной пропаганды?
- Действительно, многое из того, что создавалось впервые, создавалось у нас. Впервые в масштабах России был создан, собственно, центр противопожарной пропаганды и общественных связей. Он до сих пор единственный. Раньше были только отделения, которые либо занимались пропагандой, либо работали со СМИ.
- Из других регионов обращаются за опытом?
- Обращаются - это громко сказано. Существуют, например, определенные нормативные документы, которые создаются для того, чтобы могла функционировать информационная служба. Эти документы создавались у нас. Например, положение об обучении мерам противопожарной безопасности. Создано как опыт - у нас, затем оно распространилось на все остальные регионы страны. Я потом находил, например, распоряжение главы Краснодарского края по обучению таким мерам. Я читаю его, и за этими строками - знакомые слова...Наставления по организации работы противопожарной пропаганды. Это наше «ноу-хау», которое распространено было на все субъекты федерации.
- А есть проекты, которые воплотить в жизнь не удалось?
- Боль моя – это музей. Мы начали реконструкцию в 1994 году. Десять лет прошло... И нам так до конца ее и не закончить - сложности в финансировании. Экспозицию мы делаем кусочками. Я же всегда был за то, чтобы сделать новую экспозицию сразу. Особенно с теми ресурсами и историей пожарной охраны, которую мы имеем в Петербурге. Музей мог бы функционировать, и горожане бы его посещали. Но я боюсь, что и в ближайшие год-два не получится все это осуществить. Вообще, наш музей – уникальная экспозиция. Выставок много, но по уникальности с питерским может сравниться только московский музей.
- Валерий Михайлович, работа – это, конечно, хорошо, но за стенами рабочего кабинета вы не перестаете жить? Есть хобби, увлечения? Я знаю, что в свое время вы закончили институт имени Крупской...
- Я учился на кафедре кино- и фотоискусства. Дело в том, что я в свое время увлекался фотографией. В Павловске, где я в свое время жил, у нас был фотокружок. Наши работы выставлялись, я даже получал какие-то призы. Потом ушел служить в армию, затем пришел в пожарно-техническое училище и, параллельно учась, занимался любительским фото. А когда закончил училище, захотел профессионально получить знания в области фотографии. И поступил в институт культуры на кафедру кино- и фотоискусства. Закончил институт заочно. Я в то время уже работал в отделении противопожарной пропаганды. Тогда видео не было, было документальное кино, поэтому я участвовал в съемках. Мы снимали фильм «Пожарная охрана Ленинграда».
- А сейчас вы продолжаете заниматься фотографией?
- Если честно, то я уже давно профессионально этим не занимаюсь. Так, для себя, для души. Сейчас ведь проблем нет, сделал фотографию, на компьютере обработал и вроде бы получили картинку, которая всех устраивает.
- Валерий Михайлович у меня к Вам последний вопрос: Вы довольны тем, как все сложилось в вашей жизни?
- Конечно. Потому что все эти года я занимался любимым делом в любимом городе.
О Валерии Михайловиче Ардашеве можно еще много рассказывать. Но лучше тех людей, которые прошли с ним этот путь плечо к плечу, мы не скажем. А потому – слово исполняющему обязанности СЗРЦ Александру Чуприяну, который долгое время занимал пост начальника УГПС Петербурга и области. рука об руку работая с Ардашевым. Чуприян называет Валерия Ардашева человеком с большой буквы: «Если отнять у него его работу, то проживет он несколько секунд. Я, как руководитель, всегда гордился таким подчиненным, его интеллигентностью, разноплановостью, его умением делать свою работу - чтобы в городе нашем было меньше бед».
Беседовала Татьяна Востроилова,
Фонтанка.ру