18 августа свое мнение о скандале вокруг "пивной рекламы" в очередной раз высказали представители пивоваренных компаний. На этот раз - с цифрами в руках.
Скандал вокруг ограничения пивной рекламы разделил общество на две части. Одни считают рекламу пива злом и всячески поддерживают начинание депутатов. Другие уверены, что новый закон не принесет ничего, кроме вреда. Обе точки зрения не раз звучали на страницах «Фонтанки» и страницах других СМИ. 18 августа свое мнение в очередной раз высказали представители пивоваренных компаний. На этот раз - с цифрами в руках.
Если изложить их позицию вкратце, то можно выразить ее одним предложением – «изменения в законе «О рекламе», способны существенно ухудшить структуру потребления алкоголя в стране и привести к обострению проблемы алкоголизма и тяжелым экономическим последствиям». Впрочем, это мнение уже звучало не один раз. «На место потребления пива снова вернется водка, в том числе и некачественные суррогаты, опасные, а то и смертельные для здоровья. К тому же 40 процентов производства водочной продукции находится в тени, и налогов с них не платится», – утверждали сегодня представители «Балтики» и «Степана Разина».
Естественно, представителям пивных компаний пришлось услышать мнение противоположной стороны: пивная реклама подсадила страну на пиво, вызвала пивной алкоголизм, в особенности среди молодежи. Андрей Рукавишников, директор по маркетингу компании "Балтика", назвал эту точку зрения «мифом» и «полнейшим дилетантизмом». Есть смысл говорить о стиле употребления напитков – конечно, в развитых странах пиво пьют не на улице, а в барах, но это совсем другая история, связанная с уровнем жизни.
Во-первых, по его словам, основной целевой группой современных рекламных компаний являются мужчины 24-54 лет, а не подростки и дети. Именно они смотрят те передачи, в которых показывают рекламу пива. А во-вторых, никакого пивного алкоголизма в России нет. Более того, Россия по потреблению пива находится на одном из последних мест в мире. Меньше пьют только в «винных» странах – Италии и Франции.
По данным Canadean (компании, изучающей мировой рынок) в России потребление пива 53 литра в год на душу населения, тогда как в Польше - 73, в США - 83, в Бельгии - 96, в Великобритании - 98, в Германии - 117, в Чехии - 159. При этом ни о каком пивном алкоголизме в этих странах речи не идет, и уровень и продолжительность жизни там больше, чем в России.
Зато Россия - одна из первых по потреблению водки и крепкоалькогольных напитков. В последние годы эта статистика, правда, неуклонно изменялась в сторону пива и вина. И именно в этом, по мнению представителей «Балтики» и «Степана Разина», надо искать причину появления поправок к закону «О рекламе».
Ни в одной развитой стране, по словам Рукавишникова, такого закона вообще нет. Там бизнесмены понимают социальное значение своего дела. И у нас уже до этого доросли. По крайней мере, Союзом пивоваров уже давно принят кодекс, в котором достаточно ограничений. И агрессивная реклама пива «Клинское» была снята с эфира именно благодаря неодобрительной реакции этого Союза.
По словам питерских пивоваров в России есть две возможности – пить пиво или пить водку. Именно в этом, по их мнению, надо искать причину такого легкого и быстрого прохождения закона через обе палаты. Хотя недавно появилась еще одна альтернатива пиву и водке – слабоалкогольные коктейли.
«Интересно, что в процессе прохождения закона в нем появились ограничения на рекламу даже безалкогольного пива, при этом пропали всякие упоминания о слабоалкогольных напитках. Хотя «слабо-» там просто приставка, в них бывает и до 9 градусов. Кому это выгодно? Готовьтесь, скоро эфир заполнит реклама этих коктейлей, в которых понамешана химия, - восклицает Андрей Рукавишников. - Закон очень сырой, а некоторые его пункты так и просто попахивают идиотизмом. А на вполне вменяемые поправки правительства депутаты не обратили внимание. Творческая личность, конечно, найдет способы обойти любой закон. Будут микробы, чебурашки, инопланетяне вместо людей и животных... Но зачем это надо? Нам остается только надеяться, что президент не подпишет эти ограничения и вернет их депутатам».
Михаил Гончаров,
Фонтанка.ру