Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Губит людей не пиво, а его реклама?

Губит людей не пиво, а его реклама?

457

Большинство читателей «Фонтанки», принявших участие в интерактивном опросе, выступили за ограничение рекламы пива в средствах массовой информации.

Сегодня даже ребенок знает, какое «самое правильное» пиво и за каким хмельным напитком нужно идти. Не секрет и то, что пивовар Иван Таранов скорее бы застрелился, чем отказался от своего любимого занятия. Названиям производителей и марок можно было бы, наверное, посвятить одну из игр «Кто хочет стать миллионером?» (или пивоваром). И это была бы последняя программа, потому что суммы выигрышей, которые предстояло бы выплатить, превысили весь лимит центрального канала. А все она – реклама пива, которую наизусть знает и стар, и млад, и без которой ни днем, ни ночью не обходится ни один телевизионный канал.

И, может, Госдума в кои-то веки поступила верно, приняв в третьем чтении закон «О рекламе», который предусматривает ограничение рекламы пива? В принципе, Америки российские парламентарии не открыли. Просто пошли по опыту цивилизованных стран, где те или иные ограничения на рекламу пива существуют уже не один год. Интересно, а что думают по этому поводу читатели «Фонтанки»?

«Отлично, давно пора!» – считает большинство наших респондентов. «Пивная реклама просто достала» - за это «проголосовали» почти 50 процентов опрошенных. На порядок меньше – около 30 процентов наших читателей – считают, что «как пиво пили, так и будут пить, и реклама здесь совершенно ни причем». К слову сказать, в Германии, где существуют серьезные ограничения на рекламу пива, объемы потребления янтарного напитка превышают российские. Так что, может, производители пива зря панику поднимают?

«Пивоваренные компании спонсировали многие программы, теперь они просто не выйдут в эфир», - так думают 12 процентов респондентов «Фонтанки». Действительно, многие пивные компании выступали спонсорами различных спортивных соревнований и, возможно, им придется свернуть свои программы поддержки. Но, с другой стороны, ведь можно продвигать свою марку, выпуская, например, какие-нибудь ржаные сухарики или минеральную воду. Для самих же производителей открывается новое поле деятельности. Главное, чтобы антимонопольным органам не к чему было придраться. А, вообще, было бы уместно, если бы спорт «двигали» известные спортивные марки, которых сейчас немало. И, конечно, государство. А пивовары занимались бы своим делом.

А вот нравилась реклама пива, как показал наш опрос, всего 6 процентам читателей «Фонтанки». Возможно, это были те самые забавные ролики «Я вам не мешаю?», исторические зарисовки про любивших пиво царских особ или мультики про Ивана Таранова. Отметим, что некоторые ролики были сделаны все-таки с профессионализмом.

Наш читатель, представившийся как «Гражданин», полагает, что реклама нужна, но социальная: «...о здоровом образе жизни и побольше! Молодежь внушаема, так давайте им поможем понять настоящие ценности. Больше позитива! Хочется высоко культурную рекламу, а не то, что нам показывают». Вы слышите, господа рекламщики? Народ обращается к вам с призывом!

А как у них?..

Читатель Владимир Рогозин написал нам целый трактат о том, какие ограничения на рекламу пива существуют в некоторых передовых странах. За что ему большое человеческое спасибо. Лично автор этих строк узнал для себя много нового. К сожалению, слишком большой объем и немного тяжелый стиль не позволяют привести мнение Владимира полностью, но некоторые выдержки из него, думается, будут многим не безынтересны.

Так, в Германии, которая является третьим лидирующим государством в ЕС по потреблению пива, по словам Владимира, «рекламировать пиво по телевидению формально не запрещено. Существует лишь определенный регламент, не допускающий показа людей, пьющих напиток в сюжете ролика. На экране может быть показан лишь логотип брэнда и озвучено его название. Особенно строго закон карает любые информационные посылы, так или иначе адресованные несовершеннолетним. Здесь действует добровольное, но обязательное для всех, соглашение всех теле- и радиовещательных корпораций страны - воздерживаться от рекламы вредных для здоровья продуктов».

В Соединенных Штатах Америки работают более сорока федеральных законов, регулирующих рекламную деятельность. Реклама сигарет на телевидении и радио в США была запрещена специальным законом 1966 года, посвященным только этому товару. Алкогольные напитки, в том числе и пресловутое пиво, рекламировать в принципе, возможно. Но вот уже практически 50 лет американские телекомпании - исключительно по своей собственной инициативе - не дают такой рекламы. Лишь в нескольких штатах можно увидеть рекламу пива по телевизору, но лишь после 23 часов, и с участием актеров не моложе 35 лет.

Реклама в Чехии (страна - второй лидер по потреблению пива) на телевидении регулируется законами «О рекламе» и «О радио и телевещании». Реклама же пива - особая статья. Она ни в коем случае не должна, во-первых, побуждать к неумеренному потреблению алкоголя. Во-вторых, не может давать негативную или ироничную оценку воздержанию или умеренности потребления напитка, а также, что выделяется особо, быть обращенной к аудитории моложе 18 лет. Суточное время показа не оговорено. Сама реклама пива представляет собой достаточно высококачественные с художественной точки зрения ролики, своеобразные суперкороткометражные фильмы, посвященные истории чешского пивоварения и культуре потребления пива в разные исторические эпохи. Участие пивоваренных компаний в спортивных мероприятиях ограничено.

В Финляндии действует полный запрет на рекламу пива (наряду с крепкими алкогольными напитками и табачными изделиями) по телевидению и радио. Рекламировать пиво возможно лишь в печатных изданиях, или силами статичной наружной рекламы, ситуационно избегая возможного контакта с молодежной аудиторией. В противном случае – долгие судебные разбирательства с неприятной перспективой суровой уголовной ответственности. Лишь некоторые льготы по предоставлению мест для наружной рекламы были предоставлены брэнду «Lapin Kulta» после того, как он вышел на зарубежные рынки и стал устойчиво экспортируемым».

Напомним, что наш новоиспеченный закон «О рекламе» предусматривает значительное ограничение рекламы пива в СМИ. Распространяемая любыми способами реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, теперь не должна содержать информацию о том, что их употребление влияет на достижение человеком успеха в жизни. В рекламе запрещено указывать на безвредность или положительные терапевтические свойства пива. Она не может быть ориентирована на несовершеннолетнюю аудиторию, не должна распространяться в радио- и телепрограммах с 7.00 до 22.00 часов. В роликах запрещается использовать образы людей и животных, в том числе и в анимационной форме. Запрещается также распространение рекламы напитка в детских, образовательных, медицинских, оздоровительных, спортивных организациях и организациях культуры, а также ближе 100 метров от них. Вот такие вот ограничения. Слово за господами рекламистами. Когда все дозволено, прорекламировать товар несложно. А в новых условиях слабо?

Анастасия Митина,
Фонтанка.ру

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях