Мало кто задумывается, какой путь проходят мясопродукты, прежде чем попасть на наш стол, сколько препятствий они преодолевают, и сколько людей трудится на "мясной ниве".
Большинство людей (не считая убеждённых вегетарианцев) отнюдь не прочь побаловать себя аппетитной ветчинкой, колбаской или карбонадом. Однако мало кто задумывается, какой путь проходит это мясо, прежде чем попасть на наш стол, сколько самых настоящих препятствий оно преодолевает, и сколько людей трудятся над этим. Обо всём этом сегодня смог узнать корреспондент «Фонтанки», побывавший на Гатчинском Промкомбинате.
Это предприятие, принадлежащее к структуре потребкооперации, было основано в 1948 году как небольшая артель, в 1958 году оно открыло работающее по сей день производство валенок, а с 1977 года работает и в мясоперерабатывающей области. Председатель совета комбината Оганес Гадян сначала предложил гостям оценить продукцию завода, а затем провёл их по всем отделениям своего производства. Перед началом экскурсии все облачились в белые халаты и стали похожи на консилиум врачей.
Экскурсия началась со скотобойни. Перед входом председатель предупредил, что слабонервным туда лучше не заходить. Впрочем, процесс забоя скота гостям наблюдать, к счастью, не пришлось. Перед входом рабочие грузили в машину металлическую корзину с костями, которые будут отправлены в питомники пушных зверей. В цеху на крюках висели несколько туш, а рабочие деловито потрошили их, не обращая внимания на запах, который непривычному человеку переносить достаточно трудно. Как сказал Оганес Гадян, в сутки в этом цехе забивают 20-25 животных, а возможности цеха позволяют забивать и вчетверо больше. Он подчеркнул, что собственная скотобойня позволяет заводу не зависеть от привозного мяса, которое обычно проходит заморозку (а то и не одну) и транспортируется в самых разных условиях, что не улучшает его качества.
Следующей остановкой стал холодильник, где хранятся туши, промежуточные продукты и готовая скоропортящаяся продукция. В пяти камерах, одна из которых – скороморозильная, может храниться до 500 тонн мяса. После этого гости посетили склад готовой продукции, где производится упаковка, расфасовка и отгрузка товара. Как пояснил руководитель комбината, около 60% колбасных изделий отправляется в Карелию, а 20% реализуется через собственную торговую сеть. В основном же комбинат, следуя веяниям времени, выпускает мясные полуфабрикаты – рубленые или кусковые. Их доля в продукции комбината составляет 60%, и планируется увеличить её до 80%. В основном они поставляются в торговые центры «Лента», туда требуется продукт особо высокого качества, а доставлять его приходится едва ли не поминутно.
Далее гостей отвели в цех, где мясо разделывают, отделяют от костей и сортируют. В смежном цехе специальный агрегат наполняет фаршем оболочку – так делаются сосиски, здесь же их подвергают термической обработке в особых печах. Неподалёку расположена и лаборатория, где, помимо собственных специалистов завода, находится и государственный ветеринарный врач. В лаборатории проверяют сырьё и готовую продукцию на содержание химических веществ (например, консервантов – нитритов) и опасных микроорганизмов.
После столь увлекательной экскурсии стала более понятна и близка тема последовавшей пресс-конференции. Как отметили её участники, в Ленинградской области есть потенциал для развития перерабатывающей промышленности. Для полного раскрытия этого потенциала необходимо развивать сотрудничество потребкооперации с хозяйствами, чтобы получать своё качественное мясо, а не остатки из запасов ООН или НАТО, как выразился один из членов президиума. В более выгодном положении находятся те заводы, которые имеют собственную бойню – они могут получать качественное, не замороженное мясо, проводя полный цикл переработки. Однако таких предприятий в области не так уж и много, и Гатчинский промкомбинат – одно из них.
Что касается конкретных проблем, с которыми сталкиваются хозяйства, то главными из них являются высокие цены, например, на комбикорма. Из-за этого себестоимость мяса значительно (иногда – вдвое) превышает его закупочную цену. Хозяйства несут миллионные убытки, которые не покрываются дотациями из областного бюджета. Некоторые еле сводят концы с концами, но в основном за счёт побочных производств, и их рентабельность не превышает 1-3%. Представители администрации области пообещали увеличить дотации на выращивание скота уже в 2004 году, не дожидаясь нового финансового года. Впрочем, помощи только одной Ленинградской области недостаточно, да и во всех остальных субъектах федерации существуют те же проблемы. Поэтому необходима централизованная государственная политика поддержки села. За последние годы поголовье скота сократилось многократно, и только сейчас этот спад замедляется. В перспективе необходимо добиться роста поголовья, а это, опять-таки, требует финансирования. Однако директора хозяйств подчеркнули, что после первоначальных вложений в сельское хозяйство оно вернёт вложенные деньги в виде налогов – как только сможет крепко встать на ноги. А директора-хозяйственники и преданные земле и области рабочие уже есть.
Илья Снопченко,
Фонтанка.ру
Фото автора