Для милиции петербургского метрополитена подозрительным может показаться каждый из нас. И совсем не обязательно являться лицом «кавказской национальности»...
Они всматриваются в наши лица каждый раз, когда мы спускаемся в метро. Лениво скользят взглядом, всем своим видом выражая равнодушие и вселенскую тоску, и вдруг – цап! – выхватывают из людского потока очередную жертву. И совсем не обязательно являться лицом «кавказской национальности», нарушать общественный порядок или быть похожим на фоторобот из розыскной ориентировки, чтобы услышать в свой адрес заветные слова: «Предъявите ваши документы». Потому что для милиции петербургского метрополитена (как показывает практика) подозрительным может показаться каждый из нас.
Дяди Степы из метро
Мы давно смирились с тем, что любой оставивший дома свои документы пассажир подземки имеет все шансы оказаться в пикете милиции под предлогом установления его личности, хотя в законе «О милиции РФ» четко написано, что милиция может проверять документы граждан только в том случае, «если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения». Например, у прохожего порвана одежда, кровь на лице. А еще круче, если в руках – кинжал и из-под свитера выпирает пояс шахида... В этом случае есть все очевидные основания подойти к нему, козырнуть и попросить паспорт. Все остальное – от лукавого...
Среди сотрудников территориальной милиции отношение к коллегам из УВД по охране метрополитена сравнимо разве что с отношением к представителям славной когорты госавтоинспекции. И дело даже не в обычных спорах по типу «чья это земля?». Вопрос намного сложнее...
Хотя недокомплект личного состава - проблема всех подразделений МВД, именно на службу в метрополитен почему-то идут, пожалуй, наименее охотно. Более того, вопрос расширения штата сотрудников милиции метрополитена, возникший еще три года назад, забуксовал именно из-за невозможности полностью укомплектовать даже уже существующие должности. И это несмотря на более низкие требования к новобранцам со стороны медицинской комиссии. Не случайно в последнее время в промежутках между рекламными объявлениями на станциях метро все чаще можно услышать призывы к милиционерам переводиться на службу в УВД по охране метрополитена с обещанием всевозможных благ. Кроме прочего, немаловажным привлекательным фактором для потенциальных кандидатов должно стать отсутствие регулярных командировок на Северный Кавказ, благо ни в Грозном, ни в Назрани подземки пока не построили. И тем не менее желающих работать в метро по-прежнему не хватает.
Впрочем, отношение многих простых горожан к сотрудникам милиции метрополитена тоже является далеко не восторженным. Нередко блюстители закона на станциях метро, столь тщательно проверяющие документы у добропорядочных граждан, оказываются не в силах защитить тех же самых граждан перед лицом разбушевавшихся хулиганов. В прошлом году группа фанатов московского хоккейного клуба «Спартак» устроила настоящее побоище в переходе между станциями метро «Садовая» и «Сенная площадь». Разбегавшиеся от пьяных столичных гостей пассажиры тщетно взывали о помощи к милиции - ни одного стража порядка в этот момент на платформе почему-то не оказалось. Равно как и задержанных бузотеров.
Точно так же милиция метрополитена выглядит совершенно беспомощной перед лицом попрошаек, подчас совмещающих свое занятие с совершением карманных краж. Безусловно, вести в пикет ораву многодетных таджикских цыган - занятие не из приятных. Но злые языки поговаривают, что без покровительства людей в погонах команды профессиональных нищих вряд ли могли бы столь вольготно себя чувствовать, занимаясь приставанием в вагонах метро...
«Оборотни»
Как и в каждой службе МВД, в рядах милиции метрополитена тоже периодически находят «оборотней». Правда, ни одного случая задержания за вымогательство или грабеж остановленных с целью проверки документов пассажиров пока не выявлено. Зато других эпизодов хоть отбавляй.
Самым памятным из них, пожалуй, является скандал с организацией в 1999 году в Петербурге учредительного съезда движения «Вся Россия». Тогда в ходе проведенной проверки было установлено, что организацию мероприятия финансировало некое ООО «ВМЦ», зарегистрированное по паспорту некоего Степана Молодцова. Кстати, сам Молодцов к тому времени находился в следственном изоляторе по обвинению в совершении убийства. Так вот, оказалось, что часть денег на счет ООО «ВМЦ» поступала из УВД по охране Санкт-Петербургского метрополитена.
Другой характерный случай относится к 2001 году, когда сотрудник милиции метрополитена, решив проявить талант каскадера, попытался на автомобиле перепрыгнуть через разводящийся мост Лейтенанта Шмидта. Как результат – сам водитель и его двое пассажиров погибли на дне Невы.
В мае этого года была ликвидирована группа, занимавшаяся нападением на инкассаторов. Среди задержанных оказались бывшие сотрудники УВД по охране метрополитена, а также их действующий коллега. Пикантная деталь – по версии следствия задержанные добывали себе оружие, отбирая его у своих бывших товарищей по службе. В частности, им вменяется в вину организация 22 января этого года нападения на пикет милиции станции метро «Фрунзенская», в ходе которого злоумышленники, ранив сержанта милиции из пневматического пистолета и нанеся ему телесные повреждения, завладели пистолетом Макарова с двумя обоймами.
Впрочем, мы привели лишь наиболее характерные сюжеты из всего многообразия криминальной хроники, где «отличились» представители подземной милиции.
Эта служба и опасна, и трудна
Конечно, нельзя огульно обвинять сотрудников милиции метрополитена в корыстном желании получить деньги с граждан, остановленных под предлогом проверки документов. Достаточно случаев, когда именно благодаря бдительности постовых на станциях и в подземных переходах задерживались находящиеся в розыске особо опасные преступники. Например, в октябре прошлого года именно так был пойман гражданин Украины, сбежавший из изолятора временного содержания в Донецкой области. У себя на родине он проходил по обвинению в грабежах, разбоях, бандитизме и незаконном хранении огнестрельного оружия. Правда, бывает и наоборот. В начале мая того же года из 1-го отделения милиции УВД метрополитена сбежал мужчина, задержанный за совершение серии краж. Поймать беглеца удалось лишь сотрудникам Пушкинского уголовного розыска...
Нередко милиционерам метрополитена приходится вступать в настоящие схватки с преступниками. Так в прошедший День Победы применить оружие пришлось сотруднику 2-го отдела милиции УВД по охране метрополитена. У входа на станцию метро «Академическая» на милиционера напали 31-летний и 14-летний жители нашего города. Повалив на землю, они стали избивать его ногами, пытаясь отобрать табельное оружие. В ответ милиционер произвел один выстрел, ранив в ногу старшего из нападающих. Оба злоумышленника был задержаны подоспевшим нарядом отдела милиции.
Безусловно, как и всякая силовая структура, милиция метрополитена является срезом общества со всеми достоинствами и недостатками, присущими нашему социуму. Кроме того, крайне низкое материальное обеспечение сотрудников милиции (по сравнению с зарплатами работников частных охранных предприятий оно меньше в несколько раз) приводит к ситуации из известного анекдота: дали ксиву и ствол, а там крутись, как можешь. Фактически получается, что наше государство попросту обрекает защитников правопорядка на «левый» приработок. И никакие охоты за «оборотнями в погонах» не смогут оздоровить механизм правоохранительных органов до тех пор, пока средняя зарплата постового будет существенно ниже доходов большинства проходящих мимо него каждый день простых обывателей.
Владислав Гольянов,
Фонтанка.ру
Сокращенный вариант. Полностью материал опубликован в еженедельнике «Ваш тайный советник», N30(109), от 9 августа 2004 года.