Депутаты приняли в третьем, окончательном чтении проект закона «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», внесенный Владимиром Путиным.
В то время, когда весь российский народ использовал свои законные выходные для отдыха, народные избранники в лице Государственной думы занимались делом государственной важности. В субботу Госдума приняла в третьем, окончательном чтении проект закона «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства». Законопроект был внесен для рассмотрения президентом России Владимиром Путиным.
То, что предусматривает закон для защиты участников уголовного судопроизводства, больше похоже на кино. Свидетелям, потерпевшим и их законным представителям, а также другим участникам процесса в случае опасности во время следствия или суда должны обеспечить охрану, выдать спецсредства индивидуальной защиты и связи. А в случае, если свидетелю и т.п. угрожает непосредственная опасность, объекту защиты могут изменить внешность, предложить переменить место работы и жительства - даже в другом городе или регионе вовсе, с полной сменой всех паспортных данных. Подобные меры применимы по делам о тяжких и особо тяжких преступлениях.
Не секрет, что до последнего времени потерпевшие по делу и свидетели в России были самыми уязвимыми участниками уголовного процесса. Мало того, что государство под страхом возбуждения уголовного дела обязывало их давать правдивые показания (в отличие от обвиняемого, который не привлекается к ответственности за дачу ложных показаний), так это же государство не предусматривало (во всяком случае, юридически) никаких мер для защиты этих субъектов уголовного судопроизводства – в том числе и тогда, когда правдивые показания свидетелей и потерпевших были крайне неудобны для тех, кто оказывался на скамье подсудимых. Очевидно, именно поэтому отказ свидетеля в суде от показаний, данных на следствии, был скорее правилом, чем исключением. И, опять же, как правило, этому предшествовала «разъяснительная» работа со свидетелем заинтересованных лиц. А в ряде случаев суд, опасаясь за безопасность свидетеля, даже обращался к присутствующим на заседании представителям СМИ с просьбой не публиковать персональные данные свидетелей. Далеко ходить не нужно – именно такая просьба прозвучала со стороны суда в процессе по делу Галины Старовойтовой.
В России проблема защиты свидетелей, потерпевших и других участников уголовного судопроизводство обсуждается уже давно. Этот вопрос стал темой не одной докторской диссертации, не говоря уже о дипломных и курсовых работах студентов юридических факультетов. Законопроект же о защите свидетелей был разработан еще в начале 90-х годов. А в московском УБОП даже был создан единственный в России отдел по защите свидетелей. Перед отделом была поставлена задача - исключить любое давление на свидетеля во время суда, а также его защита после окончания процесса. Для реализации этих целей предполагалось осуществлять как физическую защиту свидетеля, так и составлять новую биографию.
Между тем, именно реализация на практике мер, предусмотренных для защиты свидетелей, и есть одно из самых уязвимых мест. В России проблема, как обычно, может упереться в финансирование этих мероприятий. Особенно таких дорогостоящих, как, например, переселение объекта защиты (и, нужно полагать, не только его, но и семьи, если таковая имеется) в другой регион, или, скажем, пластическая операция для изменения внешности. Кстати, по некоторым данным, в год на исполнение закона потребуется не менее 735 миллионов рублей. Для справки – в Италии ежегодно на программу защиты свидетелей тратится до 60 миллионов евро. Сейчас под защитой в Италии находятся 1130 лиц, способствующих раскрытию преступлений, и 3610 членов их семей, а также 63 свидетеля (всего в Италии проживает 56 миллионов человек). Государством зарезервировано 1416 квартир. «Чековое» содержание предусматривает расходы в размере 600 евро на человека и 2500 евро на семью из 4-5 человек.
- Дорого, очень дорого, - сокрушается прокурор Национального антимафиозного комитета Италии Пьер Луиджи Винья, но добавляет: - Эти расходы оправдывают себя. Ведь показания этих лиц позволяют снизить затраты на расследование.
Как на деле будет работать принятый Госдумой закон, покажет время. Однако уже сейчас практики допускают, что благая идея, вынашиваемая годами, может на деле претерпеть коррективы. Может случиться так, что «хотели защитить свидетеля – утопили всю систему состязательности», - не исключает президент Балтийской коллегии адвокатов Юрий Новолодский.
- Главное, чтобы новый закон не навредил принципу состязательности, - опасается Юрий Новолодский. По мнению адвоката, соответствующие органы могут начать злоупотреблять предоставленными возможностями и, например, лишить защиту возможности доступа к свидетелю – под предлогом его безопасности. В качестве примера Юрий Новолодский привел судебный процесс над известным петербургским предпринимателем Михаилом Мирилашвили. «Ни в ходе следствия, ни в ходе суда Мирилашвили так и не дали допросить тех, кто свидетельствовал против него», - говорит Новолодский. Аргументы следствия сводились к опасениям за безопасности свидетелей обвинения.
В ближайшее время изучением положений закона займется и судейский корпус Петербурга. Как сообщил корреспонденту «Фонтанки» заместитель председателя городского суда Петербурга по уголовным делам Леонид Миронов, судьи уже ожидают поступления документа. Городскому суду, как рассматривающему наиболее сложные и резонансные уголовные дела, не раз приходилось сталкиваться с отказом свидетелей от показаний или даже гибелью свидетелей. Например, за время расследования т.н. «дела Андрея Маленького» и судебного слушания этого дела были убиты 14 свидетелей и три сотрудника милиции. Смерть всех этих людей либо была приурочена к началу их взаимодействия с правоохранительными органами, либо связана с расследованием дела. В прокуратуре города говорят, что доказать эту связь не удалось, но она существует. Можно назвать еще несколько громких дел, которые расследовались в Петербурге и сопровождались гибелью свидетелей. И все это – в течение нескольких последних лет. В Италии же, где в отличие от России действует закон о защите свидетелей, смертельных случаев не регистрировалось уже более 10 лет.
Национальная программа защиты свидетелей давно действует во многих странах мира. Так, за время существования национальной программы защиты свидетелей в США ею воспользовались более 16 тысяч человек. В Италии программой защиты свидетелей пользуются мафиози, которые работают информаторами и боятся возмездия со стороны членов мафии.
Елена Гусаренко,
Фонтанка.ру