Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Город Общество У «Штандарта » есть шансы выиграть переименованную регату

У «Штандарта » есть шансы выиграть переименованную регату

204

21 июля фрегат «Штандарт» прибыл в город Антверпен для того, чтобы во второй раз принять участие в знаменитой регате Tall Ship Races - к сожалению, потерявшей прекрасное имя Cutty Sark. Корабль такого класса, как «Штандарт», на знаменитой регате – явление редкое: сейчас в состязаниях участвуют современные железные корабли и спортивные яхты. Современные корабли, представляющие Россию на этой гонке, - «Мир», «Седов» и «Крузенштерн», а также питерская яхта «Акела». «Штандарт», спроектированный по судостроительным канонам рубежа 17-18 веков, конечно, не может соперничать с ними по скорости и маневренности, но зато нисколько не проигрывает в командном духе, а уж в красоте – точно выигрывает. Для команды настоящие гонки – это полезный опыт и интересное приключение, а для корабля почетно быть принятым в такое достойное общество.

«Штандарт» заходил в город на вахте грота (весь экипаж поделен на три вахты по названиям мачт, каждая вахта стоит 4 часа, еще 4 часа на подвахте, т.е. на «подхвате», и 4 часа на сон) ранним утром, за ночь пройдя извилистый фарватер по реке Шельда. Ночной переход вышел увлекательным: некоторые из буев, ограждающих фарватер, оказались несветящими, одного, довольно важного, не было вовсе, а в сторонке обнаружился целый склад переставших светить буев, тщательно отмеченный на карте. Утром город показался пустым – как обманчиво оказалось первое впечатление!

21 июля – День независимости Бельгии. Все магазины оказались закрыты, так что капитан посоветовал получить удовольствие другими способами. Главное удовольствие для команды, проведшей неделю в море, – конечно, душ и стиральная машина, ведь в море воду приходится экономить. Для участников регаты нашлось и то, и другое. С утра команде выдали футболки с новой эмблемой регаты, значки и пластиковые браслетики для командной вечеринки: красные и зеленые. Несовершеннолетние члены команды получали красные, по которым на вечеринке выдают только кока-колу и фанту. Остальным причитается пиво.

До вечера команда посменно гуляла по городу, на камбузе помогала вахта бизани. Камбузный труд показался почти непосильным – нетерпение увидеть город было слишком велико: Антверпен – удивительно красив, очень хотелось по нему погулять с фотоаппаратом. Не говоря уж о дружественных кораблях, с которыми дружить не только хочется, но и полагается по правилам регаты. Прямо напротив «Штандарта» оказался питерский парусник «Мир», на котором матросит наш старый приятель и бывший член команды Денис Тоскин. Чуть дальше – «Крузенштерн», с которым у «Штандарта» давние дружественные связи. В одном доке со «Штандартом» пришвартована питерская яхта «Акела» Рядом стоят английская шхуна «Эксцельсиор», с которой фрегат уже мимолетно встречался в Шербуре, и латвийский «Спаниель», пригласивший двоих членов команды и тридцатилитровую кастрюлю с камбуза «Штандарта» для вечеринки вечером 21 числа.

Город был запружен отдыхающим народом, и петербургскому фрегату пришлось принять около трехсот посетителей.

День 22 июля оказался насыщен событиями. Утреннюю приборку пришлось закончить очень быстро, так как команда была приглашена заниматься спортом. С уборкой справились, несмотря на то, что ночью обнаружилась разлитая в каморке смола для пропитки такелажа, и всю ночь вахтенные ликвидировали это стихийное бедствие. Однако наутро ребята очень быстро успели загрузить все по местам, помыть палубу и вычистить трюмы. Помывка палубы вышла более торжественной, чем обычно, так как ее снимало телевидение. По этому поводу утренние склянки были отбиты трижды, что, наверное, смутило окрестные корабли.

Часть команды отчалила заниматься спортом, меньшая часть осталась на борту. Не так уж и мало: восемнадцать человек, не считая детей. А показалось, что на борту почти никого и не осталось. А ведь в прошлом году вся команда «Штандарта» составляла семнадцать человек... Открытый конкурсный набор на фрегат, проведенный зимой, изменил все представления команды о жизни на борту.

В три часа команда собралась вновь для подготовки парада. Новые форменные футболки в авральном темпе были поглажены, флаги водружены на флагштоки, вся команда вооружена маленькими «штандартиками» и российскими флажками из сувенирного ларька, трое захватили музыкальные инструменты: два тамтама и скрипку. Ожидание оказалось очень долгим: все команды везли к началу парада на автобусах, хотя пешком до этого места было пятнадцать минут ходу. Полчаса несчастные моряки ждали в жарких автобусах, когда все начнется. Наконец автобусы тронулись с места, проехали несколько кварталов и высадили команды вблизи городского вокзала. Там моряков построили в колонну, и они двинулись друг за другом, время от времени останавливаясь и провозглашая что-нибудь торжественное, каждый на свой лад.

Впереди колонны «Штандарта» вышагивал матрос Станислав Коган с названием корабля на щитке, за ним – двое знаменосцев и трое музыкантов, игравших старый российский гимн, «Боже царя храни» и вольные импровизации. Скрипка произвела большое впечатление на шедших впереди ирландцев с корабля «Асгард 2», они даже попытались переманить ее в свою команду. Дойдя до площади, колонна сделала круг и распалась, разделившись между раздачей пива и перетягиванием каната.

Несмотря на любовь к пиву, спортивный азарт победил: команда «Штандарта», возглавляемая лично капитаном, выиграла у датчан, но проиграла бельгийцам, Единодушно признали за своих ирландцев и жарко за них болели; понравилась дружная речёвка барка «Александр фон Гумбольдт», которого команда зовет просто «Алекс»; показалась очень симпатичной команда местных жителей, у которых, как выяснилось, вовсе не было никакого корабля и к состязанию они прибились незаконно, но против матросов, натренированных швартовками, держались хорошо, хотя во втором заходе и проиграли, да и выглядели очень живописно со своими волосами, бородами и татуировками. Лучшими оказались ребята с барка «Дар Млодзежи»: у этих поляков потрясающая техника работы со швартовами! В одном из заходов они показали себя невероятно упорными борцами: после долгой борьбы перетянули канат, уже почти вытянутый противниками. Все симпатии команды «Штандарта» были на их стороне. Однако пора уже было идти на командную вечеринку.

Тут-то наконец ребята и узнали, зачем на браслетах лепестки с цифрами и на что их можно обменять. Оказалось, что за цифры 2, 3 и 4 дают четыре баночки пива, имбирного и вишневого, за цифру 1 – бутылочку кока-колы, а лепесток с надписью VOID вообще ни для чего полезного не используется. Ко всем этим банкам прилагалась сумочка с кармашками, а еду давали безо всяких документов. В зале играла живая музыка, перемежавшаяся записями, под которую все плясали, несмотря на страшную жару, а еду все выносили и выносили новую. Некоторые устали и вернулись на корабль, но многие остались танцевать – и снова во главе с капитаном!

На борту в это время проходил банкет для гостей, но в половине двенадцатого его прервал шквал. Корабль отжало от берега, сувенирную палатку повалило, трап срочно пришлось разворачивать, чтобы он доставал до берега. Шквал прошел, а дождь остался.

На 23 июля у команды намечена экскурсия в музей Рубенса. А уже 24 пора отшвартовываться и выходить к старту регаты, который будет далеко в море, там, где корабли класса А – большие железные барки – смогут развернуться под парусами. Самые юные участники команды отправятся в Данию по суше, с родителями, конечно. На борту останется сорок человек – столько, сколько и положено для участия в гонке.

Екатерина Шитик,
второй помощник капитана фрегата «Штандарт»,
давний друг «Фонтанки»

Напомним, что, как сообщает пресс-служба «Штандарта», фрегат принимает участие в регате Tall Ships' Race в четвертый раз.

До прошлого года регата носила имя легендарного клипера Катти Сарк (Cutty Sark Tall Ships’ Race), правом на использование этого имени обладает компания, выпускающая виски с таким названием. Поскольку регата это соревнование молодежных команд, (возраст кадетов не входящих в профессиональный экипаж регламентирован: 15-25 лет) организатор регаты International Sail Training Association решил отказаться от рекламы спиртного, и имя знаменитой героини Бернса исчезло из названия этих знаменитейших и красивейших гонок.

Соревнования каждый год проводятся по новому маршруту и состоят из трех этапов, двух многодневных гонок и совместного дружественного круиза всех судов-участников. В регате принимают участие только учебные парусники - от десятиметровых яхт до кораблей, длина которых превышает сотню метров. Суда разделены на три категории: группа А -самые крупные корабли, В – средние, и С – яхты. Среди 26 судов, зарегистрированных в группе А, «Штандарт» не только самый маленький, но и самый древний по конструкции. Его соседи по группе - это суда, построенные в ХХ веке, с металлическими корпусами и рангоутом, «Штандарт» же, напомним, построен по проекту, сделанному Петром I в самом начале ХVII века. Шансов показать лучшее абсолютное время у «Штандарта» нет, но в парусном спорте существует понятие гоночного коэффициента, учитывающего особенности конструкции судна, что позволяет команде рассчитывать на успех. Во время гонок запрещается использовать двигатели, это также позволяет уровнять шансы участников.

24 июля в Антверпене стартует целый флот - 88 судов из 30 стран, количество участников – около 5000 человек. Кроме «Штандарта» Россию представляют «Крузенштерн», «Мир», «Седов» и петербургская яхта «Акела» уже побеждавшая на регате в прошлом году. Отрадно, что три из пяти российских судов - участников это представители Санкт-Петербурга.

Фонтанка.ру

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях