Нигде в Петербурге не происходит такого количества безумств, как на фестивале экспериментальных искусств и перформанса. Пятый по счету, он откроется в ЦВЗ «Манеж» 28 июля. Несколько лет назад посетители фестиваля были шокированы – когда мимо Манежа прошла одна из скульптур, до того стоявшая при входе. Как выяснилось позже, белую лошадь под уздцы вел обнаженный художник – участник фестиваля и перформансист.
Феминизм и насилие над собственной личностью, «видео на коленке» и суперсовременное медиа-искусство – все смешается на двух этажах «Манежа». Любители актуального искусства до сих пор со вздохами вспоминают суперзвезду фестиваля 2000 года – англичанина Майкла Мэйхью, публично резавшего себе вены на руках. За Майклом постоянно наблюдали врачи, несколько санитаров стояли наготове с носилками. В конце концов Майкла все-таки уговорили резать себе не на самом деле, а понарошку. Майкл поливал себя вишневым соком, но кричал все так же истошно, привлекая тем самым внимание русских девушек. Каждая из них сочувствовала Майклу, а одна даже вышла за него замуж. Так актуальное искусство потеряло для себя одного из самых талантливых художников. Майкл Мэйхью остепенился и больше не будет безумствовать в Манеже, но фестиваль продолжается и без него.
В этом году в Петербург приезжает еще один англичанин, которого уже успели полюбить посетители прошлого фестиваля. Это – профессор лондонского университета Адриан Палка. В позапрошлом году Палка бил бочку. Бочка была не простая, а музыкальная. В процессе избиения она издавала скрежещущие звуки в стиле «индастриал». В этом году профессор Палка будет, возможно, избивать не только бочку, но и что-нибудь другое. Следить за процессом непременно будут студенты лондонского университета, обучающиеся у Палки.
Так как гонораров за выступления «Манеж» практически не платит, то на фестиваль собираются художники-энтузиасты, для которых деньги не важны. Некоторые молодые участники, впрочем, только рады где-нибудь засветиться – пусть даже и за свой счет. Наиболее хитрые художники поступают таким образом: сами на фестиваль не приезжают, но присылают вместо себя свои работы. Как сообщила корреспонденту «Фонтанки» куратор фестиваля Лариса Скобкина, в этом году особенно много прислали пленок с видео-артом и фильмами.
Среди прочих фильмов стоит просмотреть ленту «Смерть в Венеции», отснятую москвичами Вячеславом Мизиным и Александром Шабуровым. В прошлом году художники покорили фильмом сердца итальянцев, продемонстрировав его на венецианской биеннале. Именно Мизину и Шабурову принадлежит идея создания «видео на коленке». Это ноу-хау опирается не на высокотехнологичные традиции хай-тека, а на принципы юродства, скоморошества и абсурда.
Конечно, некоторые работы на фестивале будут абсолютно серьезными. Например, иракский художник Амира Хатиба представит инсталляцию, посвященную войне. Десятки игрушечных солдатиков и танков бесконечно множатся в зеркалах. В пространство инсталляции окажется втянут и зритель – ибо мир един.
В фестивале примут участие москвичи Дмитрий и Андрей Приговы, «Мастерская Вячеслава Колейчука», Санкт-Петербургский университет аэрокосмического приборостроения с несколькими инсталляциями и еще около ста художников их двадцати стран мира – Израиля, Испании, Австрии, США и других.
Александра Балуева,
Фонтанка.ру