Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Бизнес Авто Откуда в Петербурге белорусские номера?

Откуда в Петербурге белорусские номера?

344

Многих удивляет, откуда в Петербурге столько автомашин с красно-белыми номерами. Оказывается, это новый способ ввозить недорогие иномарки - из Белоруссии, по генеральной доверенности. Но дешево ли обходятся дешевые автомобили?

Они стали появляться в городе ранней весной, когда перекупщики из Автова и с проспекта"Энергетиков, щурясь на первом солнышке, переписывали ценники, предвкушая традиционное оживление рынка.

Рубрики продаж подержанных автомобилей запестрели объявлениями, заканчивавшимися лаконичной фразой - "белорусский учет". Цены приятно радовали глаз. Любителям подержанных иномарок предлагали весь ряд любимых народных марок - "пассатов", "вектр", "гольфов" и "еврояпошек" возрастом как до "роковых" семи лет, так и старше.

Уже в апреле-мае количество красно-белых номеров в городских потоках стало наглядно свидетельствовать о том, что ввоз "белорусов" явление если еще не массовое, то уже не единичное. А предположение о стремительно возросшей популярности нашего города у белорусских автотуристов выглядело как-то сомнительно.

Статистика, которая должна знать все, по данному предмету отсутствует. Представители же ГАИ и таможни от официальных комментариев воздерживаются, ссылаясь на законодательную неразбериху, и кивают друг на друга.

Напомним, что договор о таможенном союзе и едином экономическом пространстве был подписан 26 февраля далекого 1999 года. Положения договора позволяли на протяжении довольно долгого времени реализовывать вполне безупречные с юридической точки зрения "серые" схемы "растаможки". Белорусскую "конструкцию" таможенники хорошо помнят и поныне. Она была основана на пресловутом соглашении о таможенном союзе между Россией и Белоруссией. По нему две страны до поры до времени считались единым таможенным пространством, и граждане одной могли проводить таможенную очистку ввезенного товара в другой. А в соседней Белоруссии пошлины были раз в десять ниже, чем в России.

Автомобиль растаможивался там, затем продавался российскому гражданину. До начала 2003 года не была редкостью ситуация, когда счастливый владелец иномарки, зачастую купленной не с рук, а в автосалоне, покатавшись до первой серьезной проверки, оказывался в суде, где безуспешно пытался доказать стороне обвинения то, что является добросовестным приобретателем. Подавляющее большинство подобных дел заканчивалось все же пополнением отечественного бюджета. Владелец оплачивал разницу между российской и белорусской ставками пошлин, и если не привносил в судебный процесс личностный аспект, то обходился даже без штрафов.

С одной стороны, на государственном уровне никаких препятствий для перемещения иномарок с белорусскими номерами по территории России вроде бы не было, однако таможня "добро" на это самое перемещение никогда не давала.

Поэтому возникла новая схема: ввоз зарегистрированного в Белоруссии транспортного средства в Россию по генеральной доверенности.

Для справки: стоимость таможенной очистки легкового автомобиля для физического лица в Республике Беларусь составляет 0,35 евро за "кубик", если возраст автомобиля не достиг десяти лет. Если автомобиль благополучно миновал десятилетний рубеж - ставка составляет 0,55 евро. Гражданин РБ имеет право ввезти для себя из-за границы один автомобиль в год. Временные лимиты на отчуждение транспортного средства отсутствуют, продавать его можно хоть на следующий день после завершения таможенных формальностей.

Наш корреспондент задал вопрос относительно белорусских автомобилей одному из знакомых профи, много лет "работающему" на авторынке на проспекте Энергетиков.

"Тема эта не наша, - сообщил он. - Занимаются этим в основном менты, причем не только в сержантских погонах... Перегон для них не проблема, ксивой отмашутся. Здесь, на рынке, не стоят, работают по объявлениям. Клиента своего находят без проблем, у нас любителей халявы на три жизни вперед... Тебе добрый совет - не связывайся, себе дороже выйдет. Но если есть горячее желание рискнуть, пару телефонов могу записать".

По первому же оставленному телефону журналисту вежливо объяснили, что "вживую" есть пара "меринов" начала девяностых в ценовом зазоре от трех до четырех тысяч "зеленых" и пассажирская VW Caravelle 1997 года "на полном фарше" для понимающих...

Ознакомиться с красавицей каравеллой и совершить тест-драйв корреспонденту предложили... на заправке, что в километре не доезжая до поворота от Выборгского шоссе на поселок Поляны. То есть ехать предстояло за сотню километров от Питера. Но охота пуще неволи... "Каравелла" стояла на парковке и, по свидетельствам корреспондента, оказалась в практически идеальном состоянии. И с оформлением проблем никаких – от покупателя требовалась ксерокопия паспорта, а на следующий день продавцы обещали оформить генеральную доверенность «от белоруса».

На вопрос о возможных разногласиях с ГАИ по поводу эксплуатации авто с белорусскими номерами журналиста заверили в том, что в Питере на красные регистрационные знаки никто не реагирует. В крайнем случае, всегда можно позвонить "дилерам" по знакомому номеру, и "вопрос будет мгновенно снят".

На мое недоверие продавцы отреагировали заявлением о том, что поголовно являются сотрудниками питерской милиции. Под нос мне сунули сразу два удостоверения, зажав пальцами надпись с персональными данными. Фотографии выглядели вполне натурально...

Затем наш корреспондент поинтересовался особенностями эксплуатации белорусского авто у сотрудников ГАИ. В приватной беседе на КПМ "Лахта" он выяснил следующее.

Если иномарка "живет третью жизнь" и являет собой какую-нибудь "вектру" почтенных годов, то расстраивать ее хозяина особенно никто не будет. Ну а если машинка посолидней, тут уже в ход пойдут угрозы вызвать таможенников и поставить "коня в стойло", то есть на специальную таможенную стоянку, откуда его сможет вызволить только законный владелец.

Визит в таможню на шоссе Революции внес окончательную ясность. Согласно новому Таможенному кодексу, вступившему в силу с начала года, каждый россиянин, управляющий машиной с белорусскими номерами по доверенности, обязан сделать две вещи. Во-первых, оформить временный ввоз автомобиля на российской таможне сроком до шести месяцев, с уплатой депозита, а во-вторых, поставить его на учет в территориальном подразделении ГИБДД по месту жительства.

В противном случае автомобиль, арестованный таможенной "летучкой", может обойтись очень и очень дорого. В зависимости от множества факторов, определяющих тяжесть содеянного, ответственность предусматривает штраф, величина которого может составить от 100 до 300 процентов от таможенной стоимости, или более строгие меры, вплоть до лишения свободы. Арестованный автомобиль будет либо "депортирован" в родную Беларусь юридическим владельцем, либо конфискован, в зависимости от обстоятельств дела.

Владимир Рогозин
Полный текст статьи читайте в газете «Ваш Тайный советник», в номере, который выйдет 19 июля.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях