Российские регионы и субъекты Федерации не готовы к проведению реформы местного самоуправления и разграничению полномочий с федеральным центром. Об этом говорили сегодня на заседании координационного совета Ассоциации экономического взаимодействия "Северо-Запад".
В связи с реализацией реформы местного самоуправления Комитет финансов Ассоциации оценил состояние бюджетов субъектов РФ с учетом существующих межбюджетных отношений. Был сделан вывод о том, что без помощи федерального правительства обеспечить устойчивость бюджетного процесса в ходе реформы невозможно.
По словам председателя ревизионной комиссии Ассоциации, заместителя главы губернатора Вологодской области Галины Изотовой, при усилении местного самоуправления в 2005 году дефицит территориальных бюджетов может составить порядка 24 миллиардов рублей. И это при кредиторской задолженности регионов Северо-Западного федерального округа в 30 миллиардов рублей!
Отметим, что значительную часть этой задолженности составляют долги по коммунальным расходам федеральных структур (в основном силовиков). При реализации реформы органы местного самоуправления будут вынуждены взять на себя обязательства по социальным выплатам и индексированию зарплаты бюджетников. В Вологодской области, например, затраты на эти цели могут составить от 600 миллионов рублей (при пособии в 500 рублей на человека) до 1 миллиарда 300 тысяч (при пособии в тысячу рублей) и т.д.
Перед всеми субъектами Федерации встанет и проблема бюджетов Фондов обязательного медицинского страхования.Так, Вологодской области только для выплаты зарплаты медикам надо "найти" порядка 500 миллионов рублей. В Петербурге, по словам губернатора города Валентины Матвиенко, на обеспечение нужд ФОМС требуется порядка 4-х миллиардов рублей.
Но проблема не только в отсутствии денежных средств. Все выплаты должны регламентироваться соответствующими местными законами, а они еще не приняты. Так, по словам представителей Ненецкого автономного округа, без денег могут остаться россияне, которые вправе рассчитывать на доплаты за работу в условиях Крайнего Севера. С введением в действие новых законов о местном самоуправлении федеральный центр снимет с себя обязательства по выплатам, а НАО, как субъект Федерации, еще не "успеет" их на себя принять.
Наличие правового вакуума констатировал и чиновник Министерства экономического развития и торговли РФ Сергей Мирошников. По его словам, приведение местных законов в соответствие федеральным законам о реформе МСУ должно было завершиться еще в январе этого года. Однако этого не произошло из-за большого объема работы. Ведь корректив требуют несколько сотен законов. Кроме того, до формирования бюджетов субъектов Федерации надо принять более 20 местных "финансовых" законов. В связи с этим Мирошников предложил чланам Ассоциации в июле-августе разработать модели этих законов и рекомендовать их субъектам для принятия.
Подводя итоги, Валентина Матвиенко, ставшая сегодня президентом Ассоциации "Северо-Запад", предложила обратиться в правительство РФ с просьбой отложить вступление законов о реформе МСУ в силу. В ближайшее время члены Ассоциации должны передать полпреду президента РФ в СЗФО Илье Клебанову свои соображения по этому вопросу, которые должны аргументировать такую серьезную просьбу.
Светлана Тихомирова,
Фонтанка.ру