О том, что парк общественного транспорта в Петербурге нуждается в обновлении, задумывается всякий, кому приходится по 20-30 минут ждать нужного автобуса, «с боем» прорываться внутрь, а потом долго ехать в неудобном, переполненном салоне.
Городские власти не могут оставить без внимания эту проблему. Но какие именно автобусы и троллейбусы достойны и способны с комфортом перевозить горожан? Именно для того, чтобы решить этот вопрос, сегодня у Смольного организовали настоящую выставку автобусов и троллейбусов, выставленных на конкурс.
Автобусы прибывали на место своим ходом. Троллейбусам пришлось сложнее – их привозили на буксире, хотя некоторые из них, по словам представителей фирм-производителей, могут и сами проехать некоторое расстояние – например, при обрыве линии.
Всего было представлено десять машин – шесть автобусов и четыре троллейбуса, в большинстве своём – российского производства. Все их осмотрела губернатор Петербурга Валентина Матвиенко.
Первым «объектом осмотра" стал новый троллейбус Петербургского Трамвайно-механического завода. Машина действительно примечательная – и не только благодаря броской жёлтой окраске, которая, кстати, губернатору не понравилась.
Очень интересна и кабина троллейбуса – как заявлено, управление у этой модели основано на микропроцессоре, поэтому приборы претерпели серьёзное изменение. Из стандартных приборов остались только манометры, а все остальные сведения водитель теперь получает с информационного дисплея.
Кроме того, троллейбус работает на переменном токе, что само по себе является нововведением. Машина , использует, по словам ее создателей, на 30% меньше энергии и может возвращать энергию в сеть, например, при торможении. А срок службы у этого троллейбуса не 10 лет, как у большинства моделей, а 16.
Поэтому, несмотря на высокую стоимость – 120 тысяч долларов за машину – его приобретение экономически более выгодно. Пока этот троллейбус существует в единственном, опытном экземпляре, но ПТМЗ обещает поставить до конца года 10 таких троллейбусов.
Валентине Матвиенко троллейбус в основном понравился. Но не обошлось и без ложки дёгтя.
Такой ложкой стало оформление салона – действительно, бордовые сиденья с жёлтыми поручнями плохо сочетаются с серым потолком. Да и жёлтая окраска корпуса, по мнению губернатора, больше подходит спецтранспорту.
Второй троллейбус – продукт волгоградского завода. Он более классический и по внешнему виду, и по внутреннему устройству.
Водитель, которого Валентина Матвиенко спросила об этой машине, заметил, что в нём удобнее работать, поскольку водитель не зажат в своём кресле.
Третий троллейбус – тоже детище ПТМЗ. Эта модель уже работает на маршрутах Петербурга. По словам водителя, который работает на этом троллейбусе, его машина - очень хорошая модель: бесшумная, экономичная, удобная и тёплая.
Дизайн у неё более нейтральный, чем у первой модели – троллейбус покрашен в спокойные белые и зелёные цвета. Правда, сиденья губернатору тоже не понравились – она призвала либо нанять хорошего дизайнера, либо просто поехать в Европу и скопировать дизайн какого-нибудь из тамошних троллейбусов.
Последний из представленных троллейбусов произведён в Вологде. Внутри он кажется очень знакомым: объясняется тем, что построен он на базе достаточно распространённых моделей завода имени Урицкого (ЗИУ) – который, кстати, не представил на конкурсе ни одной новой машины. Однако в этой модели сделан упор на безопасность и удобство.
После этого губернатор перешла к осмотру автобусов, первым из которых стала уже хорошо известная «Скания», производимая в Петербурге. Эти автобусы ходят по 22, 147, 312 маршрутам.
Представленная на выставке машина даже несла на себе номер 22-го маршрута. К «Сканиям» горожане уже привыкли, и их не смущает ни непривычно низкий пол, ни не слишком удобная задняя часть со ступеньками и узким проходом между сидениями. Стоит такой автобус 160 тысяч евро.
Марка автобуса НефАЗ тоже уже широко представлена в Петербурге и Ленинградской области, где используется примерно 200 таких машин. Автобусы эти производятся в Башкортостане, в городе Нефтекамск. Они комплектуются двигателями КАМАЗ либо зарубежными – в осмотренной машине стоял двигатель фирмы Caterpillar. С таким двигателем автобус стоит «всего» 60 тысяч долларов. Завод «НефАЗ», по словам его представителя, активно развивается и испытывает новую модель с газовым двигателем, а также низкорамные, сочленённые и малые модели автобусов.
Понравился комиссии и автобус «Волжанин», производимый в городе Волжск (Волгоградская область). Как и у большинства отечественных изделий, он не отличается хорошим дизайном, но зато имеет оцинкованный корпус, а также, несмотря на 15-метровую длину (позволяющую разместить в салоне до 170 пассажиров) неплохо маневрирует - благодаря подруливающей задней оси. Стоит он почти как «Скания» – 150 тысяч евро, да и построен на шасси этой марки.
Марка «ЛиАЗ» была представлена на смотре сочленённым автобусом, в просторечии именуемым «гармошкой». Такие автобусы востребованы на многих маршрутах с интенсивным движением, так как старые «Икарусы» используются всё меньше. С 1997 года не было получено ни одного такого автобуса, а выбыли из строя из-за возраста и поломок несколько десятков.
Этот автобус стоит 4 миллиона 250 тысяч рублей, но его цена оправдывается высокой надёжностью сочленения, а также большей эффективностью – два таких автобуса могут заменить по количеству перевезённых пассажиров три обычных.
Свою «гармошку» представил и белорусский «МАЗ» - стоит он намного меньше, но особенно «порадовал» дизайном. Сиденья в нём неудобные и топорно выглядящие, что вызвало недовольство губернатора. Видно было, что автобус уже довольно долго ходит по городским улицам (для смотра он был снят с 80-го маршрута) – сиденья были испещрены граффити. Впрочем, если от потрошения сиденья спасти можно, сделав их более жёсткими, то от рисующих вандалов их не уберечь.
Выйдя на свежий воздух, Валентина Матвиенко довольно долго совещалась с другими членами комиссии, осматривавшей новые модели.
Вопрос о том, какая модель ей понравилась больше всего, губернатор заранее отмела, чтобы не влиять на результаты конкурса. Конкурс по выбору модели троллейбуса уже начался, а выбирать автобусы будут позже, так как поправки в бюджет только что внесены.
Основными качествами при выборе моделей станут, конечно, техническое качество, экономичность, цена и дизайн. Всего городу необходимо порядка 200 автобусов, 50 трамваев и 50 троллейбусов. На модернизацию городского транспорта планируется затратить более 1 миллиарда рублей.
Конечно, очень сложно сделать так, чтобы все горожане были довольны качеством услуг общественного транспорта, поскольку муниципальный транспорт всегда является дотационным и зависит от бюджетных средств. Муниципальный транспорт, по словам губернатора, должен стать более эффективным и конкурировать с коммерческим транспортом. В будущем планируется пересмотр тарифной сетки, объединение муниципальных и коммерческих маршрутов в единую группу. Кроме того, эффективные и неэффективные маршруты при проведении конкурсов будут объединены в одни лоты для того, чтобы исключить захват прибыльных маршрутов и невнимание к тем маршрутам, которые нерентабельны.
На последний вопрос – о том, какого цвета должен быть транспорт – губернатор ответила, что транспорт должен гармонировать с окружающей средой и в то же время радовать глаз. Так что автобусы и троллейбусы, которые появятся на городских улицах в ближайшем будущем, скорее всего будут окрашены в бело-зелёные и бело-синие тона. А ещё транспорт необходимо почаще мыть и поменьше заклеивать рекламой.
Илья Снопченко,
Фонтанка.ру
Фото автора