Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Георгий Вилинбахов: Флаг Петербурга не нравится тем, кто не знает ничего о геральдике

Георгий Вилинбахов: Флаг Петербурга не нравится тем, кто не знает ничего о геральдике

505

Если перечислять людей, с именем которых ассоциируются понятия «Петербург», «петербуржец», одним из первых будет назван Георгий Вадимович Вилинбахов, руководитель Государственной герольдии при президенте России и заместитель директора Государственного Эрмитажа. Как этот человек успевает делать то, что он делает, понять трудно. Видимо, Георгий Вадимович знает, как растянуть сутки до 48 часов, а может быть, дело в том, что он очень любит свою работу, вернее, работы.

- Георгий Вадимович, можно ли говорить, что российская геральдика двадцать первого века уже создана?
- Это слишком общий вопрос. Сначала нужно определить, о чем речь. Есть государственная геральдика, то есть государственные символы, к которым относятся герб и флаг, и государственные награды, есть территориальная геральдика, есть родовая и личная.
Что до государственной геральдики, надеюсь, в этой области кардинальных изменений не будет. Наши герб и флаг имеют весьма почтенный возраст - гербу более пятисот лет, флагу более трехсот. Полагаю, они сохранятся в качестве символов государства и дальше, хотя определенные геральдические уточнения вполне возможны. Существует международная практика, существовала российская практика, когда главная фигура государственного герба изображалась в сочетании с высшими государственными наградами.
В соответствии с указом президента высшей государственной наградой Российской Федерации является орден Святого Андрея Первозванного. Не исключено, что в перспективе двуглавый орел будет изображаться со знаком ордена, но принципиально подобные изменения на государственную геральдику России не повлияют.
Вторым и весьма значительным блоком государственной геральдики является геральдика ведомственная – геральдика вооруженных сил, МВД, других силовых ведомств. Эта область достаточно мобильна. При сохранении базовых элементов, указывающих на принадлежность к РФ, могут быть довольно серьезные изменения в частностях. Как правило, это связано с различными реорганизациями - ведомства соединяются, разъединяются, переименовываются, меняют подчинение.
Пограничная служба вошла в состав Федеральной службы безопасности, что повлекло за собой определенные изменения в геральдике ФСБ. Федеральное агентство правительственной связи, у которого была своя геральдика, прекратило свое существование, частично войдя в состав Федеральной службы охраны, частично - в состав ФСБ, опять-таки последовали геральдические изменения.
Это о государственной геральдике. Геральдика субъектов Федерации, геральдика местного самоуправления сейчас активно формируется.

- Но ведь у большинства российских городов имеются свои гербы. Конечно, после революции и города переименовывали, и старорежимную символику запрещали, но сейчас все возвращается на круги своя?

- Все вернуть невозможно и, наверное, не нужно. Территориально-административная система России изменилась довольно значительно, поэтому уместно говорить о создании современной системы территориальной геральдики с опорой на территориальную геральдику, существовавшую в прежние времена.

- Георгий Вадимович, раз мы говорим о территориальной символике, позвольте вопрос о гербе и флаге Санкт-Петербурга. Некоторые наши читатели полагают его неудачным, в частности одному человеку он «напоминает «веселый Роджер» на красном большевистском фоне».

- Каждый имеет право на собственное мнение и, как правило, его реализует. Пословицы о том, что на каждый роток не накинешь платок, а на вкус и цвет товарищей нет, возникли не на пустом месте.
Если объявить референдум по названию города, то «Санкт-Петербург» стопроцентной поддержки не получит. То же и с гербом, но есть вещи, которые следует воспринимать в историческом контексте. Спорить о гербе так же странно, как обсуждать, прав ли был Петр, построив город там, где он его построил. Да, где-нибудь в Таганроге потеплее и посуше, но Петербург стоит там, где стоит, и его гербу скоро исполнится 300 лет; так какое право мы имеем в этот герб вторгаться и, главное, зачем?

- А флаг?
- Флаг младше, но он построен по существующим флажным геральдическим законам. То, что он кому-то что-то напоминает, личные проблемы людей, не знающих геральдики, не понимающих геральдики, видящих в геральдике (и не только) не то, чем она является на самом деле.
Есть любители ходить вокруг памятников в поисках двусмысленных ракурсов. Найдут и довольны; будут хватать вас за рукав и намекать. Дескать, подойдите к Барклаю и посмотрите, как он держит свой жезл и что это вам напоминает... Но нормальные люди воспринимают памятник Барклаю как дань уважения герою 1812 года. То же и с гербом, и с флагом. Нельзя сделать такие герб и флаг, чтобы все без исключения были в восторге, но можно и нужно, чтоб они соответствовали законам геральдики и историческим традициям.

- Теперь о личной геральдике. Граждане России могут иметь собственные гербы?
- Родовая геральдика не входит в сферу государственной деятельности, по крайней мере в настоящее время. Согласно действующей конституции наше государство является несословным, поэтому свою изначальную функцию знака, определяющего принадлежность к тому или иному сословию, родовой герб выполнять не может.
Естественно, уцелевшие дворянские роды, которые имели свои гербы, могут их использовать.

- А как быть не дворянину, которому очень хочется получить герб и передать его своим потомкам?
- Существует международная практика создания так называемых гражданских гербов. Такой герб не является знаком, который жалуется, он не указывает на сословную принадлежность, и, соответственно, его может иметь любой гражданин. Точно так же любой орган местного самоуправления может иметь свой герб и флаг.
Разумеется, это не значит, что мы обязательно должны внедрить подобную практику, но рассмотреть ее в качестве возможного варианта развития родовой геральдики в России смысл имеет. Сейчас вопрос находится в стадии обсуждения, причем не в конечной, а в начальной.

- И если это будет принято...

- Если это будет принято, понадобятся правила создания и утверждения подобных гербов. Нужно будет определить, каким образом государство станет этот процесс регулировать и станет ли. Возможно, это будет отдано на откуп территориям, общественным организациям или частной инициативе.

- Первая очередь Музея гвардии уже открыта, но любители военной истории хотят знать, когда в городе появится самостоятельный музей и что они смогут там увидеть.
- Открытая экспозиция - это фрагмент того, что будет в большом музее. Мы покажем посетителям мундиры, знамена, награды, портреты, батальную живопись, но сначала нужно получить здание Штаба Гвардейского корпуса, находящееся на Дворцовой площади между Миллионной и Певческим проездом. Сейчас ведутся переговоры и с военными, и с КУГИ, и с городскими властями. Будем надеяться, здравый смысл возобладает.

- Георгий Вадимович, в жизни многих людей существуют события, определившие всю их биографию, а что повлияло на ваш выбор?

- Мне повезло - меня сразу подтолкнули на ту дорогу, по которой я иду до сих пор и вряд ли уже куда-нибудь сверну. И потому, что поздно, и потому, что это моя дорога.
Есть много людей, которым я за это искренне благодарен. Это и мои бабушка и дедушка, и отец, и мои учителя, в том числе Александр Иванович Любимов, который меня привлек к столь, казалось бы, несерьезному делу, как изготовление оловянных солдатиков, и замечательный музейщик Владислав Михайлович Глинка.

- Если не ошибаюсь, вы принимали участие в выпуске книги о Владиславе Михайловиче?
- Книгу мы задумали вместе с Мишей... Михаилом Сергеевичем Глинкой. Это дань нашей памяти и результат того уважения, любви и благодарности, которые и он, и я, и все, кто знал Владислава Михайловича, к нему испытывают.

- Расскажите об эрмитажной традиции передачи книг.

- Я бы не называл ее эрмитажной, Эрмитаж – лишь частный случай. Подобные вещи нормальны для людей, которые любят книги, причем не просто любят, но для которых книга является еще и рабочим инструментом. Книги переходят от одного человека к другому, и круг этот не ограничен только Эрмитажем. Или Лувром. Или Третьяковской галереей.
Если говорить о моих военных справочниках, то они, прежде чем попали ко мне, прошли через множество рук. Книги вообще живут своей жизнью, они сами выбирают того, у кого они будут, но это уже своя история и своя мифология, связанные с библиофильством.

- И последний вопрос. Когда выйдет ваша новая книга и о чем она будет?
- Это больная тема. Материалов собрано множество. Продуманы книжки и об оловянных солдатиках, и о русских знаменах, и о Петербурге как военной столице империи, и о геральдике, и о государственной символике, и многое другое. Нужно время, чтоб их написать, а его нет.

Беседовала Вера Камша.

Полный текст интервью можно прочитать в газете «Ваш Тайный советник». Ее номер в понедельник появился на прилавках.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях