Такого ажиотажа на открытии выставки в Эрмитаже не видели уже давно. Сотни людей толпились на улице и лестнице здания Главного штаба, пытаясь проникнуть на показ. Все посетители не могли одновременно поместиться в четырех небольших помещениях с инсталляциями "гражданина мира" Ильи Кабакова и его жены Эмилии. Поэтому в помещение пускали "порциями" - по 50 человек.
«Инцидент в музее и другие инсталляции» – это первая за многие годы экспозиция Кабаковых в России. Творческая пара приехала на открытие из Нью-Йорка, где художники сейчас проживают. С момента отъезда за границу – то есть, с 1988 года – у Ильи и Эмилии Кабаковых не прошло ни одной серьезной выставки на родине. Между тем на Западе Кабаковы прославились: их инсталляции можно было увидеть в США и Швейцарии, на крупных немецких выставках и на биеннале в Венеции.
Две инсталляции Илья и Эмилия Кабаковы решили подарить Эрмитажу. Это работы «В шкафу» и «Туалет в углу». Последняя инсталляция вызвала у посетителей наибольший интерес. Конструкция проста – обычная советская дверь с замазанными стеклами и нацарапанной поверх белой краски надписью «туалет». Если приложить ухо к замочной скважине, можно услышать доносящееся из уборной пение. Как выяснилось, в детстве Илья Кабаков часто запирался в туалете, надеясь хоть на время обрести одиночество и отдохнуть от родителей и соседей по коммунальной квартире. Конечно, соседи дергали дверь и требовали у маленького Ильи открыть ее, но он упрямо отказывался.
Шкаф – второе любимое место, где Илья Кабаков любил прятаться от родителей. Сознание того, что он находится совсем рядом с родителями и может видеть их, а они и не подозревают о его близком присутствии, вызывало у него острое и одновременно веселое чувство. Внутри инсталляции-шкафа сидеть очень уютно – там есть скамеечка, столик, чайник, лампа.
«С этих двух экспонатов мы и начнем формировать коллекцию искусства конца ХХ века», – сказал на открытии выставки директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.
Кроме инсталляций, Илья Кабаков представил на выставке множество эскизов и моделей к своим проектам, – как утопическим, так и осуществленным. Например - деревянную модель «Красного павильона» (его можно было увидеть в 1993 году на биеннале в Венеции). Зритель, проходивший мимо «Красного павильона», сперва попадал в помещение, заполненное досками, инструментами, строительным мусором. Затем выходил на балкон с видом на венецианскую лагуну и видел перед собой красную башню с пятиконечными звездами и тремя громкоговорителями на крыше, из которых доносились звуки советских маршей. Смысл инсталляции таков: советский политический строй хоть и переместился на задворки, но всегда может вернуться.
Из утопических замыслов интересен проект «Надписи на стенах». Когда-то Илья Кабаков предлагал сохранить надписи на стенах Рейхстага, сделанные советскими солдатами после взятия Берлина. Кабаков предлагал заключить эти надписи в бронзовые рамы со стеклами. Таким образом можно было бы сохранить от порчи сами надписи и подчеркнуть их историческое значение. Но немцы от предложения отказались.
С выставки посетители уходили по мосту, проложенному над полом помещения. Слева от моста в кучу были свалены стулья и скамейки. Казалось, здесь произошло какое-то чрезвычайное происшествие, которое заставило обитателей спешно покинуть комнату. Сам художник объяснил, что в этом зале некогда должна была пройти лекция о его искусстве, но ранним утром на полу внезапно возникли десятки маленьких белых человечков, передвигавшихся в одном направлении. Лекция была сорвана. Для того, чтобы обезопасить себя от странных пришельцев и удобнее наблюдать за ними, в зале соорудили удобный мост. Человечки до сих пор бегают по полу (хоть и очень медленно), а чтобы зрители могли лучше разглядеть их, на мосту установили три бинокля.
Александра Балуева,
Фонтанка.ру
Фото автора.