В БДТ начинаются гастроли московского театра "Современник". Нам привезли два новых спектакля "Современника" - "Бесов" в постановке Анжея Вайды и "Мамапапасынсобака" по пьесе современного хорватского драматурга Биляна Србляновича в постановке молодого режиссера Нины Чусовой. 22 июня представители средств массовой информации побеседовали с Галиной Волчек, художественным руководителем театра, о начинающихся завтра гастролях.
Конечно, всех интересовало, почему были выбраны именно эти спектакли. И не собирается ли "Современник" приехать к нам с "полноценными" гастролями. «Привозим то, что просят, - ответила на это Галина Волчек. - А о полноценных гастролях говорить довольно трудно в нынешних условиях. Нужен человек, который все это мог бы организовать на месте. Раньше в такой роли выступало Министерство культуры. Теперь требуется продюсер».
О "Бесах" Анджея Вайды Галина Волчек рассказывала много и подробно. Журналисты были удивлены тем фактом, что известный польский режиссер смог поставить спектакль всего за три месяца. Но чувство удивления было легко рассеяно Галиной Борисовной: "Даже меньше, чем за три. Это европейский стандарт. Мне и самой приходилось ставить спектакли за полтора месяца. Если режиссер готов, если к этому готовы и актеры, если они не уезжают на съемки, а работают целыми днями (или, как в случае с Вайдой, и вечерами), то это вполне возможно. К тому же Анджей Вайда два раза приезжал еще до начала основной работы, видел всех актеров. С ним работала очень хороший художник, его жена Кристина Захватович. Современные средства связи позволяли нам общаться с ним, пока он находился в Польше". Сам Вайда был в восторге от этой работы. "До сих пор он слышал Достоевского на английском, японском, других языках. А тут впервые смог услышать язык оригинала. Для Вайды это было очень важно", - сообщила Волчек.
Актеров польский режиссер подбирал сам. "Мы показали ему очень многих артистов и не только своих. Даже популярных киноартистов и телевизионных личностей. От молодого Петренко до Александра Гордона. Но на роль Ставрогина он выбрал почти неизвестного Владислава Ветрова (правда, за год в "Современнике" Ветров успел и сыграть несколько значимых ролей, и даже посниматься). Конечно, это был риск. Но театра без риска не бывает. Сейчас Ветров снимается в роли Чехова в фильме Марлена Хуциева. Московский зритель очень хорошо принимает театр", - рассказала художественный руководитель.
Сам собой разговор перешел к сегодняшнему зрителю "Современника". "Я всегда говорю, - рассказывает Галина Волчек, - когда мы берем новых артистов, когда мы взяли труппу "Современника-2"... Очень интересная была труппа с Мишей Ефремовым, к сожалению, оказавшаяся в итоге нежизнеспособной... Я им говорю: вы не просто моложе на 20-30 лет. Вы другие на 20-30 лет. Я всегда была в поиске молодой режиссуры, возможно, поэтому мы до сих пор не превратились в музей. Мы меняемся, наш зритель меняется, жизнь за окном меняется.
В пятницу я пришла на наш "Крутой поворот". Довольно давно идущий спектакль. Зал очень помолодел. Есть пожилые лица, которые верны нам, которые прошли с нами всю жизнь. Но они растворились среди молодых. А после спектакля зал встал и 7-8 минут аплодировал».
Правда, детей на спектакли "Современника" не пускают. "Не потому что они шумят или кричат. Просто, во время спектакля образуется аура, которую нельзя разрушать», - объясняет Галина Борисовна. Но есть и особые случаи: "Ходит к нам один девятиклассник. Его любимый писатель Достоевский, и этот мальчик пересмотрел у нас все. Но это же не обычный ребенок».
Насколько велико присутствие Галины Волчек в театре и в работе других режиссеров? "Я не пропустила ни одной репетиции Вайды. Он великий режиссер, но я чувствовала, что это риск, что на мне большая ответственность. Иногда приходилось объяснять что-то артистам, переводить "птичьим языком", так как переводчик не все мог объяснить. А в работы молодых режиссеров я стараюсь не лезть. Если что-то высказываю, то ни в коем случае не при артистах. Если конечно режиссер не просит меня "сказать им это самой"».
Поинтересовались журналисты, есть ли у Волчек сейчас какие-то взаимоотношения с кинематографом. Вот что она ответила:"Предложений более чем достаточно, но я решила "завязать". Вот была на "Кинотавре", смотрела "Осенний марафон". Замечательный фильм, но именно он меня и доконал. Приходишь на рынок и слышишь шепот "а она оказывается не такая уж страшная". Если я найду в себе время и силы, то лучше в театре что-то сыграю. А сейчас у меня другой азарт. Вот я взяла сейчас несколько выпускников из Щепкинского. Хочу сделать из них что-то. Очень сильный был выпуск».
Тем не менее, кинематограф все равно приходит в "Современник". Многие артисты играют в современных российских сериалах. Галина Волчек относится к этому довольно снисходительно: "Я их не осуждаю, но переживаю за них. Понимаю, что жить трудно. Чтобы продолжать их любить, я не смотрю сериалы. А если в поисках аналитической программы случайно натыкаюсь на знакомые лица, то панически начинаю переключать канал. К счастью, все это не мешает Яковлевой или Гармашу в их театральной работе. Приходя в театр, они помнят, куда приходят. И недаром ими восхищается Анджей Вайда».
Михаил Гончаров,
Фонтанка.ру