Сотрудники «Фонтанки» готовились к походу на концерт Пола Маккартни долго и тщательно. Следовало повторить тексты самых популярных битловских хитов, чтобы подпевать маэстро, а также раздобыть где-то полевые бинокли, поскольку места были в танцевальном партере – то есть, на другом конце Дворцовой площади, откуда музыканта можно было рассмотреть с трудом.
К началу концерта – то есть к шести часам вечера – на Дворцовой площади уже негде было яблоку упасть. Среди зрителей были замечены как настоящие хиппи - лет пятидесяти и их более молодые последователи, так и вполне благопристойная публика среднего возраста. У всех зрителей милиционеры отбирали не только стеклянную тару с алкогольными напитками, но и пластиковую – мало ли, может, в пепси-колу зрители добавили алкоголь? Впрочем, зрителей о таких мерах безопасности предупреждали заранее. Но народ, естественно, «решил попробовать». Народу все прибывало, а Пол Маккартни все не выходил и не выходил на сцену. Прошло 20, 30, 40 минут... Начал накрапывать дождь, который спустя пару минут превратился в настоящий ливень.
Намокая под зонтиками, зрители выражали свое негодование гневными возгласами и криками. Даже респектабельные с виду мужчины возмущенно свистели в два пальца.
Наконец в пять минут восьмого на сцене появился великан в желтых клоунских штанах и в шляпе с перьями. К сожалению, это был не Маккартни. Просто певец решил разогреть мокрую публику небольшим развлекательным шоу. Вслед за великаном в желтых штанах на сцене появились фрейлины и волшебники в фесках и колпаках ядовитых цветов, а потом возникли полуобнаженные танцующие девушки. Гимнастки кувыркались под самой крышей сцены, а молодой парень танцевал брейк.
Все это продолжалось минут двадцать. Тем временем нетерпение публики все нарастало.
В тот самый момент, когда оно готово было иссякнуть, на сцену – наконец-то! – вышел сам Пол Маккартни. Он начал выступление с песни «Jet» группы «Wings», которую основал после распада «Beatles». Надо сказать, музыкант неплохо подготовился к выступлению в России – даже немного выучил русский слэнг.
«Привьет, Питер! Привьет, ребьята!» – воскликнул Пол Маккартни, на что толпа ответила ему восторженными возгласами. Заводные битловские хиты – «Close your eyes», «Back in USSR», «Get back», «I saw her standing here» чередовались с мелодиями поспокойнее (среди них были как совсем ранние композиции, написанные Полом Маккартни еще до основания «Битлз», так и поздние – например, «Calico skies», которую Пол Маккартни написал пару лет назад). Песню «All things must pass» Маккартни посвятил Джорджу Харрисону, «Here today» – Джону Леннону. Перед тем, как исполнить «Here today», Пол Маккартни сказал, что иногда нам хочется сказать что-то важное и хорошее человеку, но мы не говорим. А потом уже может быть поздно.
Между песнями Пол разговаривал со зрителями по-русски. Представил «самого классного пианиста Пола Викенса», «самого крутого ударника Эйба Лаборьеля» и «самого отвязного гитариста Брайана Рэя». Гитарист без ложной скромности сказал: «Ребята, можете меня сфоткать! Подойдите поближе!». Но он же не знал, что на Дворцовой была запрещена фотосъемка... Еще перед концертом милиция предупредила, что фото- и видеотехника будет изыматься, и возврат ее будет сопряжен со значительными трудностями.
Кстати, о фотокорреспондентах. Официальные фотосъемки можно было вести только с одного места, весьма отдаленного от сцены. Без «длинных объективов» там было делать нечего, о чем организаторы честно предупредили до концерта.
А концерт продолжался почти два часа. Хотя сами музыканты из танцевального сектора казались совсем крошечными и были видны плохо («Ну где он живой-то? Покажите!» – приставал один из зрителей к милиционерам), все можно было увидеть на больших экранах, висевших справа и слева от сцены.
Ближе к концу выступления по обеим сторонам сцены начали взрываться фейерверки. Красные и белые огни взмывали высоко в небо. Пол Маккартни трижды вышел «на бис» (всякий раз спрашивая на чистом русском «Что, мало?») и исполнил хиты «Yesterday», «Let it be», «Helter Skelter». После этого музыкант строго сказал «Все, пора домой». «Нет!» – закричали зрители. «Да!» – настаивал Пол Маккартни. Препирательства продолжались долго, но, в конце концов, певец все же исчез со сцены. «Браво, Паша!» – закричали зрители напоследок.
Хотя зрители вели себя на концерте достаточно вяло, начиная подпрыгивать лишь на самых известных песнях, большинству концерт пришелся по душе. Многие, правда, отмечали, что не понравились первые двадцать минут – с клоунами и гимнастами, - а также отсутствие настоящего драйва на концерте.
Звукорежиссер Виктор Иванов весь концерт вообще проспал под сценой и нисколько не жалеет об этом, потому как очень устал. Художник Петр Белый, напротив, вел себя на концерте очень активно, неустанно размахивая плакатом «Я ждал этого дня двадцать лет». Художник специально приехал на концерт из Англии, куда перебрался жить только для того, чтобы быть поближе к своему кумиру. За время поклонения Маккартни Петр Белый и сам стал на него так похож, что англичане иногда по ошибке просят у него автограф. «Это икона, это реликт!» – сказал Белый про Маккартни и растворился в толпе.
Прожженному рокеру Дмитрию Сидоренкову концерт показался геополитической акцией, куда большинство пришло только для того, чтобы поставить галочку. Во время концерта его не покидало ощущение какой-то банальности, удивляла пассивность публики. «Все-таки для целых поколений «Битлз» – это знак, символ, – сказал рокер, – А тут – одни «муниципальные» разговоры – о подготовке сцены, работе милиции. Наверное, реакция публики на музыканта была такой слабой и потому, что многие смотрели не на самого Маккартни, а на экраны. А по качеству звука, кстати, концерт на Дворцовой площади уступал московскому».
Корреспондент «Фонтанки» не стал объяснять заинтересованным гражданам, что многие настоящие любители творчества сэра Пола не пошли на концерт, поскольку их отпугнули драконовские меры безопасности. В разговорах зачастую мелькало возмущение тем, что на Дворцовой запретили курить. А для обычного курильщика выдержать два часа без сигарет даже из любви к сэру Полу – это настоящий подвиг. Кстати, перед началом концерта курить на Дворцовой можно было, а вот как только на сцену вышел сэр Пол – уже нельзя. А выводили «без компенсации за купленный билет», как на этом билете и значилось, за распитие спиртных напитков. Как распивающие смогли пронести бутылки мимо бдительной охраны – остается загадкой.
Для любителей «халявы» этот день стал горьким разочарованием. По свидетельству очевидцев, были перекрыты подступы ко всем местам, где было хоть что-то видно и слышно. Особенно тщательно охранялись подступы ко всем окрестным крышам.
А на Дворцовой после концерта остались только мусор, равномерно распределенный по всей площади, и странные конструкции, которые разбирают под регулярно возобновляющимся дождем угрюмые рабочие. Праздник кончился. Впереди – суровые будни.
Александра Балуева,
Ленка Виноградова,
Фонтанка.ру
Фото: Илья Снопченко.