Утром в среду многие пассажиры электрички, едущей в направлении Колпино, были явно напуганы появлением в поезде большой ревизионной комиссии. Отлавливать «зайцев» вышли сразу шесть контролеров, четыре сотрудника транспортной милиции с дубинками и сотрудники отдела ревизий Октябрьской железной дороги. Охотиться за безбилетниками ревизорам помогал и корреспондент «Фонтанки».
С мая этого года за безбилетный проезд в электричках штрафуют всего на 30 рублей, а не на 100, как раньше. Штраф сократили потому, что «зайцы» устраивали массовый саботаж и напрочь отказывались платить контролерам, предпочитая вместо этого пройти на выход. Министерство путей сообщения подсчитало, что меньшие штрафы будут платить охотнее, и, в конечном счете, железнодорожники окажутся в выигрыше. Проверить эту теорию на практике и решили контролеры. Рейд проводился в двух электричках: на участке от Московского вокзала до Колпина, и от Колпина до Московского вокзала.
Пока поезд ехал от Петербурга до Обухова, пассажиров решили не тревожить, поскольку с вокзала в поезд невозможно попасть без билета – на входе стоят турникеты. Турникеты увеличивают доход от продажи билетов в 2,5 – 3 раза. В скором времени турникеты должны появится на станциях «Старая деревня», «Обухово», «Рыбацкое». Но пока что их там нет, поэтому контролеры затаились в одном из вагонов, ожидая, пока с обуховской платформы зайдут безбилетники.
Четыре омоновца придавали ревизионной процессии угрожающий вид, поэтому безбилетники расставались с деньгами чуть охотнее, чем обычно. Однако большинство даже и тридцать рублей платить отказывалось. Их тут же отправляли в тамбур, и транспортная милиция с позором изгоняла их из поезда. Изгнанию подверглись порядка 160 «зайцев», в то время как 22 человека заплатили и поехали дальше спокойно. Всего же за пять месяцев этого года из поездов в Ленобласти было высажено 137 тысяч человек, а штраф согласились платить лишь 22 тысячи.
Возможно, не все причитавшиеся деньги Октябрьская железная дорога получила. Каждый был свидетелем того, как контролеры не оформляют квитанции и кладут деньги себе в карман. Но если такие нарушения выявляются, контролеров увольняют. В прошлом году расторгнуто было около 15 договоров с контролерами. Транспортная милиция с контролерами по вагонам ходит крайне неохотно – у нее есть и свои дела. Милиционеры выходят лишь на самые масштабные рейды и помогают контролерам выгонять «зайцев» из поездов, потому что пассажиры не всегда хотят выходить. По идее, милиционеры могут отвести нарушителя в ближайший пикет милиции, что иногда и делают – если пикет находится неподалеку. Но случается это не так часто.
Иногда контролерам без милиционеров и вовсе не удается ничего сделать – например, когда в вагоне едет компания здоровых парней без билетов, а контролеры – женщины. На предложения выйти в таком случае пассажиры не реагируют. Все это разительно отличается от того, как работают с безбилетниками за границей. В Финляндии, например, штраф за безбилетный проезд доходит до нескольких сот евро, а человек, не желающий платить, будет иметь дело с полицией.
Рейды, подобные сегодняшнему, отдел по ревизиям Октябрьской железной дороги собирается проводить весь летний период. «Зайцы» должны знать, что «заказников» для них не будет», – приговаривали контролеры, подсчитывая, сколько денег удалось им собрать с пассажиров электричек. Получилось не так много – порядка 900 рублей.
Сейчас без билетов в поездах ездит порядка 10 процентов граждан. Количество «зайцев» в поезде зависит от того, в каком направлении следует электричка (самым неблагополучным считается маловишерское направление, на выборгском куда спокойнее). Дачники тоже покупают билеты гораздо охотнее, чем жители пригородов. А еще контролеры обнаружили такую закономерность: чем ближе к городу – тем охотнее платят пассажиры за проезд.
Александра Балуева,
Фонтанка.ру