В Музее истории Санкт-Петербурга открылась выставка «Зов моря». Идея выставки проста – собрать под одной крышей все предметы, которые в разные времена в разных регионах люди делали из материалов, которые дают нам моря и океаны, – оружие, музыкальные инструменты, ювелирные украшения, обереги, посуду, одежду и прочее.
Прежде, чем выставка открылась, организаторам нужно было найти взаимопонимание с такими серьезными музеями, как музеи-заповедники «Петергоф» и «Царское Село», Российским этнографическим музеем, Центральным военно-морским музеем, коллекционерами и многими другими. Из их фондов в экспозиции появились уникальные вещи. Например, чего стоит роскошная чашка из «кораллового сервиза» из Петергофского музея! Ее изящную ручку поддерживает имитация веточки красного коралла. Или абсолютный раритет – личная подзорная труба Павла I, украшенная черепаховым панцирем из музея истории города. Хотя кого-то, возможно, больше всего поразит боевой шлем из кожи рыбы-шара с Маршалловых островов. Кстати, сделан он в прошлом веке.
Янтарь, жемчуг, кораллы, раковины, зубы акулы, кости и бивни мамонта, панцирь черепахи, зуб кашалота, клык моржа, китовый ус и его же разнообразные кости, кожа ската, чернильный мешок каракатицы... Никакими морскими дарами не пренебрегал человек. Есть вещи совсем неожиданные, например вышивка чешуей рыбы. Выглядит гораздо интереснее, чем современные пайетки. Кстати, в былые времена было принято расшивать церковные вещи чешуей карпа.
Глядя на огромный лук, тетива которого продублирована китовым усом, поневоле вспоминаешь томных красоток прошлых веков. Каково же им было в тесных объятиях корсета, если китовый ус мог удержать мощь лука-великана?
А знаете ли вы, что представляет собой знаменитая шагреневая кожа? Оказывается, это шкура акулы, а никак не шкура осла, как написано в знаменитой книге. Каждая чешуйка представляет собой круглое блюдечко, посередине которого находится небольшой изогнутый крючок. Если потрогать такую шкуру, ощутите шершавость. Именно такая кожа и называлась шагреневой. Ничего общего с описанной Бальзаком она не имеет. Если крючки срезать и отполировать бляшки, то они образуют своеобразный пестрый узор. Акулья кожа, выделанная таким способом, называлась галюша - по имени французского ювелира, который впервые стал ее использовать. Окрашенная в синий или зеленый цвет, она становится похожей на симпатичный ситец, сносу которому, впрочем, нет. В Золотой кладовой Эрмитажа есть очечники и табакерки из кожи галюши.
С кожей акулы может посоперничать разве что кожа ската. Рожденный убивать, и после смерти он сохраняет свою смертоносную силу. В Японии кожу ската использовали для отделки холодного оружия. На выставке вы можете увидеть меч и саблю, отделанные кожей ската. Ее крупные и мелкие выпуклости расположены в определенной последовательности, таким образом, чтобы оружие лежало в ладони воина как продолжение его руки.
И все же чаще всего люди использовали дары моря, чтобы украшать свой быт. В этом плане самый старинный спутник человека – янтарь, который знаком людям с глубокой древности. Следом идут раковины и жемчуг.
Удивительно то, что в совершенно разных частях света, никак не связанных между собой, люди использовали раковины одинаковым образом. Например, мелкие раковины каури заменяли деньги. Интересно, что раковины каури присутствовали в костюмах народности води, которая жила в X веке на берегу Ладожского озера, очень далеко от теплых вод, в которых водились каури.
А вот мелкие раковины ципреи практически у всех народов олицетворяли женское начало. Места на одежде, которой женщины прикрывали грудь и бедра, часто украшались вышивками или этими раковинами. В частности, это было характерно для многих народов Поволжья.
Раковины и вещи из них встречались в погребениях Ассирии и Вавилона, но в Средиземном море, где родились великие цивилизации, крупные раковины не водились. Они были завезены в Европу после открытия Америки испанскими моряками. С появлением на рынке таких диковин возникло искусство резьбы. А в XIX веке в Неаполе возник центр по обработке кораллов, перламутра и раковин, который существует и сегодня. Многие ученики этого центра стали известными мастерами. Например, знаменитый художник Карло Парлати первый начал использовать кораллы в тандеме с хрусталем, деревом или лавовым камнем.
Каждый найдет здесь для себя что-то свое, что заставит услышать зов моря и, выйдя на Английскую набережную, устремиться в теплые страны, туда, где причудливые кораллы и невиданные рыбы.
Ольга Рогозина
Полный текст статьи и фотографии с выставки вы можете найти в юбилейном – сотом - номере газеты «Ваш Тайный советник»