Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Баланчин – русский, грузин, американец?

Баланчин – русский, грузин, американец?

1 408

На открытии выставки «Век Баланчина» в Эрмитаже разгорелись жаркие споры. Русские пытались доказать американцам, что Джордж Баланчин – хореограф русский. Те так и не согласились, считая, что именно в Америке родилась знаменитая школа Баланчина, в постановках которой русская классика пронизана американской свободой. Сам Джордж Баланчин считал себя по крови – грузином, по культуре – русским, а по национальности – петербуржцем.

На выставке в фойе Эрмитажного театра – фотографии петербургско-петроградского периода жизни хореографа, архивные документы, афиши и костюмы самого Джорджа Баланчина и других танцоров (например, Михаила Бахрушина). К 100-летию со дня рождения Баланчина подготовил свою программу, посвященную хореографу, и Мариинский театр – выступления там будут идти до 7 июня.

На открытие выставки в Эрмитаж из Грузии приехал племянник Баланчина Джарджи Баланчивадзе, который рассказал про дядю много любопытных подробностей. Фамилия Баланчивадзе происходит от грузинского «баланчи» – так в Грузии называют музыканта, трубадура. В роду Баланчивадзе все – люди творческие. Сам Джарджи – музыкант (8 июня у него будет концерт в Консерватории), а его сын – художник.

Хотя Джарджи встречался с Джорджем Баланчиным всего дважды – в 1962 и в 1972 году, когда хореограф приезжал из Америки в Тбилиси, он многое узнал о нем от своего отца Андрея Баланчивадзе, родного брата Джорджа Баланчина. В отличие от брата Андрея, который предпочитал проводить время в мужской компании, на свадьбах вечно оказывался тамадой и увлекался боксом, Джордж Баланчин предпочитал женское общество, стремился к возвышенному.

Но оба брата любили Чайковского. Баланчин хотел поставить балет на музыку брата Андрея, который был по профессии композитором. Однако потом как-то не сложилось. Джарджи Баланчивадзе считает, что Баланчину надо было морально подготовиться к постановке именно грузинского балета, поскольку истинным грузином он все же не был, ведь воспитывался хореограф в Петербурге.

В Императорское петербургское театральное училище Георгия Баланчивадзе отдали родители, когда мальчику было девять лет. Отдали на казенное содержание, потому что семья жила далеко. В то время мальчики часто ходили с длинными волосами, поэтому, когда Баланчивадзе постригли наголо, он в ужасе бежал из училища, но его поймали и привели обратно. Домой, в Грузию, будущий хореограф ездил только летом. По выходным Георгий оставался в училище один (всех воспитанников разбирали по домам) и коротал время в церкви.

Придя в Мариинский театр, Баланчивадзе начал как постановщик танцевальных сцен, но скоро становится преемником Мариуса Петипа. 1920-е - годы небывалого творческого подъема, энтузиазма и поиска. Но после революции на балет начали приходить матросы и солдаты, которые курили прямо во время выступлений и грызли семечки. Особенным шиком считалось сидеть верхом на барьерах лож, свесив ноги в партер. Комитет плотников голосованием решал, какие из представлений включить в афишу – причем обычно выбирали те, где легче было устанавливать декорации.

Георгий Баланчивадзе собрал небольшую труппу, с большим трудом ему удалось добиться разрешения выехать на гастроли в Берлин – якобы для пропаганды советского балета за рубежом. Вскоре в Германию начали приходить телеграммы из Москвы с требованием вернуться обратно, но Баланчивадзе не обращал на них никакого внимания. На родину с тех пор хореограф возвращался дважды, да и то ненадолго.

Александра Балуева
Фонтанка.ру

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях