В понедельник вечером в Эрмитажном театре вручили престижнейшую премию Прицкера – своеобразную архитектурную Нобелевскую премию. По этому поводу в Петербурге собрались многочисленные высокие гости. К нам приехал сам Томас Прицкер, нынешний президент Фонда Хаят. Учредили премию его родители - Синди и Джон Прицкер. В Петербург прибыл и Лорд Ротшильд - председатель прицкеровского жюри и один из руководителей попечительского совета Эрмитажа.
Приехала, конечно, и сама победительница - Заха Хадид, известный архитектор, родившаяся в Иране, а ныне являющаяся британской гражданкой. Почтили своим присутствием Петербург многие известные архитекторы, бывшие лауреатами премии в прошлые годы.
Российскую сторону представляли на вручении министр культуры Александр Соколов, губернатор Петербурга Валентина Матвиенко, главный архитектор нашего города Олег Харченко и, конечно, сделавший очень много для того чтобы это мероприятие прошло в Петербурге Михаил Пиотровский, директор Эрмитажа.
Александр Соколов сегодня весь день проводит консультации с Валентиной Матвиенко. Он отметил, что приезд в Петербург Прицкеровской премии привлек внимание к вопросу, который стал исключительно важным для нашего города: каким будет архитектурный облик Петербурга в будущем? "Сейчас идут очень острые дискуссии на эту тему, - заявил Александр Соколов. - Мы знаем Санкт-Петербург, который создали великие архитекторы прошлого. Знаем Ленинград XX века. Самый острый и тонкий вопрос сейчас - каким станет новый Петербург XXI века?"
Томас Прицкер на вопрос, почему для вручения премии был выбран именно наш город, ответил, что "просто спросил свою маму, куда бы она хотела съездить". Правда, добавил, что это, конечно, шутка. На самом деле, по его словам, организаторы всегда стараются найти место, в котором вручение премии прозвучало бы громче всего. Петербург сейчас стоит на своебразном архитектурном распутье. Кроме того, Петербург - великий город, выстроенный великими архитекторами по единому плану. Росси, Кваренги, Растрелли, Трезини вполне могли бы получить премию из рук прицкеровского жюри, если бы были современными архитекторами. Томас Прицкер и Лорд Ротшильд выразили надежду, что приезд престижной премии в наш город придаст вдохновения современным русским архитекторам.
Кстати, Заха Хадид, нынешняя лауреатка, рассказала, что русское искусство оказало значительное влияние на ее творчество. Когда она училась в Лондоне, именно русский авангард начала века открыл для нее новые формы организации пространства, которые она и пытается реализовать в своей работе. На пресс-конференции госпожа Хадид сообщила, что с удовольствием поработала бы в Петербурге. Одна из причин - необыкновенный свет в нашем городе.
Приз - это медаль и чек на сто тысяч долларов. Томас Прицкер пошутил: «надеялся, что Заха повесит этот чек в рамочку на стенку». Но Заха Хадид планирует на них "доставить себе удовольствие". Например, сводить друзей в ресторан.
Прицкеровская премия впервые со времени своего учреждения в 1979 году вручается архитектору-женщиине. "Я женщина и я архитектор, более того - я иранская женщина и иранский архитектор, - сказала Заха Хадид. - На востоке не приветствуется, когда женщина делает карьеру. Получение этой премии поможет мне отстаивать свои идеи. Надеюсь, что мои будущие проекты будут выполнены на новом уровне".
Михаил Гончаров,
Фонтанка.ру