Через год в Петербурге не должно быть таксистов-нелегалов, а численность официальных перевозчиков предполагается увеличить до потребностей города – то есть, до 4,5 –5 тысяч машин. О том, каким образом городские власти будут создавать цивилизованный рынок такси, говорилось сегодня на заседании правительства.
Сегодня, по словам председателя Комитета по транспорту Александра Дацюка, в Петербурге насчитывается 650 легальных такси. В то же время, реальные потребности города в таксомоторном транспорте - это 4,5-5 тысячи машин. При этом без лицензий по дорогам Северной столицы разъезжают 2-2,5 тысячи частников, которые, как правило, не могут предоставить качественные услуги пассажирам. Кроме того, они не платят налоги в бюджет. В Петербурге порядка 230 организаций или частных предприятий, осуществляющих услуги по перевозке. Из них крупных (имеющих от 10 до 40 таксомоторов) - около десяти.
Наверное, многим знакома ситуация, когда на выходе с вокзала или аэропорта к вам подлетают предприимчивые граждане и предполагают отвести к месту назначения. При этом часто на вопрос «Сколько?» следует ответ «Сколько не жалко». Теперь с таким положением дел будут бороться на уровне Смольного - в правительстве убеждены, что неотъемлемой частью такси должен стать контрольно-кассовый аппарат. То есть, новое – как обычно, хорошо забытое старое. Предполагается, что в каждом такси должны быть счетчик и табличка с установленным тарифом. Хотя «ценник» устанавливает непосредственно хозяин организации-перевозчика, правительство ожидает, что цивилизованный конкурентный рынок не позволит устанавливать очень высокие тарифы. Городские власти же будут влиять на них посредством экономически обоснованных рекомендательных тарифов.
Сейчас тарифы на услуги таксистов составляют от 12 до 20 рублей за километр. Чаще водитель и клиент просто договариваются о цене, которая более или менее устраивает их обоих. Наблюдения показывают, что «ценник» на перевозку в Петербурге подчас даже выше, чем в Москве.
В Смольном считают, что внешний вид машины имеет значение не меньшее, чем его контрольно-кассовая «начинка». Опознавательный желтый цвет, зеленоглазые фары и обязательные «шашечки» на боку - все это должно выделять такси из общего потока автомобилей. Предстоит разобраться и с местоположением стоянок таксомоторных средств. Два месяца дала губернатор на то, чтобы навести порядок у вокзалов и аэропортов. Там должны будут появиться стоянки, где организуют стойки с надписью «Такси».
Вероятно, контролировать таксомоторный транспорт в городе в скором времени будет межведомственная транспортная комиссия. По крайней мере, такие предложения поступают со стороны комитета по транспорту. В комиссию могут войти, в частности, представители административных органов и ГИБДД. Пока же правительство одобрило лишь «План мероприятий по развитию легковых таксомоторных перевозок в Санкт-Петербурге», который Валентина Матвиенко назвала лишь «первым шагом» на пути к цивилизованному рынку такси.
Однако, похоже, что бороться с нелегалами будет не так просто. Напомним, легализация таксиста обойдется ему в 4-5 тысяч рублей. Сама лицензия на осуществление перевозок стоит 1000 рублей, в 300 рублей обойдется медобследование и техосмотр. Кроме того, необходимо будет окончить специальные десятидневные курсы для таксистов, на которых за 3500 рублей водителя будут учить оказывать первую помощь и заполнять путевые листы. Частному предпринимателю-водителю придется ежемесячно выплачивать вмененный налог – 600 рублей. Похоже, такая перспектива по душе не многим.
Другие методы борьбы с нелегалами тоже пока не принесли плодов. В этом году к административной ответственности за работу без лицензии было привлечено всего 9 человек. Отвечают таксисты за свои поступки редко - потому, что в суде, например, требуют доказательств систематического нарушения правил водителем, а вероятность поймать дважды одного и того же нарушителя в пятимиллионном городе невелика. Если даже водитель будет признан виновным, ему придется заплатить лишь штраф в размере около 4-5 тысяч рублей.
Уже в начале следующего года комитету по транспорту, ГИБДД и Ассоциации таксомоторного транспорта предстоит отчитаться о проделанной работе. То, что «нелегальных перевозчиков в городе не будет», губернатор города дала понять довольно четко.
Анастасия Митина,
Фонтанка.ру