Второй год подряд у Петропавловской крепости проходит майский Фестиваль Корюшки. Он и послужил поводом для нашего читателя Федора Мухарева написать статью для «Фонтанки». О роли корюшки в патриотическом воспитании и о том, что никакие природные ресурсы не вечны. Так почему же уловы корюшки снижаются?
"Фонтанка" публикует статью нашего читателя Федора Мухарева о происхождении и повадках корюшки, а также о роли этой рыбки в патриотическом воспитании молодежи.
Второй год подряд у Петропавловской крепости проходит майский Фестиваль Корюшки. В программе - различные культурные мероприятия, конкурсы, в том числе, соревнование по ловле рыбы. В общем-то, ничего необычного по нынешним временам. Был бы повод, а остальное найдется. Подобная горячая любовь к маленькой рыбке позволяет привлечь некоторое внимание к состоянию ее популяции. Под подобным «соусом» люди, далекие от естествознания, могут узнать чуть больше, чем требуется для приготовления собственного сытного обеда.
В качестве курьеза. Для меня лично явилось полной неожиданностью вычитанное в газете родство корюшки одновременно и с лососевыми и с осетровыми. Дело даже не в том, что подобное родство гораздо менее вероятно, нежели анекдотная смесь бульдога с носорогом или ежа и удава. Просто подобное утверждение показывает уровень знаний по зоологии оставшийся после школы и легкость возникновения в головах писателей и читателей разнообразных нелепиц.
Для справки: Лососеобразные, представителем которого является корюшка, - одна из многочисленных групп Костистых рыб, а осетровые – это хрящевые, не побоюсь этого слова, ганоиды. В школьном учебнике, для облегчения восприятия степени родства крупных групп рыб, приводится такое название последних – «уже не хрящевые рыбы». Есть и «еще не костные» и другие многие. Подробности можно почитать в учебнике зоологии для школьников. Лучше вернуться к другому актуальному ныне моменту, встречающемуся почти во всех публикациях на данную тему. А именно - постепенное снижение уловов корюшки год от года.
В чем причина? Вот каким вопросом задаются рыболовы и вспоминают годы, когда их бабушки были молодыми. Для объяснений падения уловов в ход идут и направления ветра, и строительство дамбы в Финском заливе и много другого. Дескать, численность популяции этого вида в Балтике не претерпевает таких катастрофических изменений, а вот поди ж ты. Нисколечко не сомневаюсь в правоте этих доводов, да вот только первыми на ум приходят совершенно другие.
Немного информации, необходимой для дальнейшего рассказа. Корюшка является проходной рыбой. Это означает, что она большую часть жизни проводит в крупном водоеме (Балтийском море), где активно питается и растет, а размножаться идет в реки и вскоре возвращается обратно. После вылупления из икры, личинки постепенно скатываются в те водоемы, куда ушли их родители. Важнейшей деталью является одна особенность поведения. На нерест взрослые рыбы идут в те водотоки, где они родились. Думаю, что выводы из этого большинству читателей очевидны. Несмотря на огромную численность корюшки в море вообще, в какой-то отдельно взятой речке ее можно если не истребить, то уж сделать редкостью. Достаточно не допускать здесь размножения в течение периода времени, соответствующего длительности жизни данного вида рыб. А для гарантии можно снизить выживаемость родившихся мальков, существенно видоизменив экосистему с помощью разнообразных воздействий, в том числе и загрязнений.
Что же происходит на практике? Нева, хоть и несколько очистилась, благодаря временно не функционирующим предприятиям, но образцом отнюдь не является. Сомневающиеся могут посмотреть на ее воду вблизи. Или искупаться где-нибудь в низовьях. Гораздо нагляднее другое - вылов рыбы сетями. По информации отдела рыбоохраны СевЗапРыбВода, в этом году рыболовам любителям лицензии на лов сетями выдаваться не будут. Только вот рыбе все равно «любитель» ее выловил или «профессионал». В результативности этого запрета можно будет убедиться, например, в первых числах июня на дамбе Финского залива. Во время нереста плотвы здесь от сетей бывает не протолкнуться. Беда в том, что вылавливают рыбу до нереста. То есть одним действием уменьшают и нынешнюю численность популяции и снижают шансы ее восстановить в будущем.
В такой ситуации остается лишь сетовать, что внуки могут и корюшку на вкус уже не отведать. А потом со всей беспощадностью можно обругать «плохой» восточный ветер и всем миром разобрать дамбу.
Может стоит что-то изменить в образовании? Патриотическое воспитание может касаться не только умения стрелять, но и желания сохранить окружающую нас природу.
Федор Мухарев