Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Верхом – к полноценной жизни (фото)

Верхом – к полноценной жизни (фото)

998

Говорят, что конный спорт – развлечение для обеспеченных людей. Однако каждый четверг в Лахту, на базу верховой езды «Манеж», приезжают необычные ученики. Вот уже три года здесь занимаются дети с особенностями развития. Называются эти занятия – иппотерапия.

В 1995 году негосударственное образовательное учреждение дополнительного образования «Учебно-оздоровительная база лечебной верховой езды «Манеж» начало сотрудничать с общественной организацией «Центр реабилитации инвалидов «Ортолюкс». Вскоре у руководства «Манежа» появилась идея организовать занятия для детей с особенностями развития. В 2000 году в «Манеж» пришла заниматься психолог Наталия Сладкова, давно интересовавшаяся иппотерапией. Объединив усилия с администрацией Приморского района, в сентябре 2001 года «Манеж» организовал первую группу лечебной верховой езды. Тогда учить своих детей ездить на лошадях решились родители лишь восьмерых маленьких инвалидов.

Первые занятия трудно сравнивать с сегодняшними. Дети и педагоги только приспосабливались друг к другу, ребята привыкали к новой обстановке, к лошадям (а лошади – к ним), учителям, к правилам поведения в конюшне и на манеже. А сегодня в «Манеже» занимается уже две группы – это шестнадцать детей старше 14 лет, проживающих в Приморском районе. Ни один ребенок из тех, кто пришел сюда три года назад, занятия не бросил. Более того, желающих отдать своих детей в группу иппотерапии становится все больше – около 20 ребят из Центра реабилитации и адаптации детей-инвалидов Приморского района ждут очереди, чтобы начать заниматься верховой ездой.

Занятия с детьми проводят психолог Наталия Сладкова, педагог-инструктор Виктор Маркман и тренер по конному спорту Наталья Киселева. Каждую неделю в течение двух часов ребята учатся кататься на лошадях, ухаживать за ними, седлать, изучают амуницию и даже занимаются вольтижировкой – выполняют гимнастические упражнения в специальном седле. На дом дети получают задания, которые делают с большим удовольствием – рисуют лошадей, раскрашивают придуманные учителями картинки, учат новые слова.

Психологи считают, что занятия лечебно-педагогической верховой ездой очень полезны для детей с ограниченными возможностями. Как и любой ребенок, дети-инвалиды должны развиваться. Однако пока они изолированы от общества, у них мало возможностей для роста. Дети с задержкой развития учатся в специализированных школах, их не принимают в спортивные секции и кружки, большую часть времени им приходится проводить дома. Занимаясь верховой ездой, инвалиды попадают в новую среду, знакомятся с людьми, учатся владеть своим телом, становятся увереннее в себе, ответственнее. Да и просто ребята получают возможность выехать на природу, пообщаться с красивыми и умными животными.

Дети очень радуются занятиям, несмотря на то, что им часто приходится превозмогать себя – нужно многому учиться, преодолевать страх, да и физическая нагрузка серьезная. Ребята в группе очень сдружились – они помогают друг другу, поддерживают в трудную минуту, вместе радуются успехам. По словам психолога Наталии Сладковой, дети в конюшне чувствуют свою значимость, с радостью ухаживают за лошадьми, чистят их, кормят. Ведь для самоуважения так важно не быть опекаемым, а знать, что и в тебе кто-то нуждается, что ты можешь помогать кому-то, приносить пользу.

Как отмечают родители, дети очень изменились с начала занятий в «Манеже» - стали усидчивее, самостоятельнее, по-другому стали смотреть на мир. Ребятам стало легче общаться с незнакомыми людьми, они реже испытывают страх перед окружающими. По словам мамы одной девочки, «лошади для Гали стали что-то вроде родных, а занятия иппотерапией открыли для нее новую сторону жизни».

Уроки верховой езды помогают развивать не только психику детей с задержкой развития, но и тренироваться физически. Инвалиды ограничены в возможности проявлять свою двигательную активность в полной мере. Маленькие помещения дома, оберегающая рука родителей – все это ведет не только к эмоциональной напряженности, но и к физической ослабленности. Во время первых занятий почти всем ребятам требовалась помощь, - рассказывает тренер Наталья Киселева. Даже самые простые упражнения давались с трудом, каждого ребенка приходилось поддерживать и страховать не только инструктору и тренеру, но и родителям. Теперь многие ребята могут неплохо держаться на рыси, а на шаге управляют лошадью самостоятельно. Четыре воспитанника «Манежа» даже приняли в этом году участие в соревнованиях.

Открытый Чемпионат Санкт-Петербурга по конному спорту по программе Специальной Олимпиады проходил 26-29 апреля этого года на базе Спортивной детско-юношеской школы олимпийского резерва в Колтушах. Организаторами соревнований выступили Комитет по физической культуре и спорту Администрации Санкт-Петербурга, Специальный Олимпийский комитет Санкт-Петербурга и Оздоровительный конный центр «Солнечный остров». Ребята, занимающиеся в Лахте, заняли первое, второе и два третьих места, получили дипломы, медали и призы. Отправляясь на Чемпионат, дети очень переживали – ведь никогда раньше им не приходилось выступать в соревнованиях. К тому же, экипировку для выступлений – жокейки, краги, красные рединготы, бриджи и белые перчатки – собирали с миру по нитке, своей у ребят пока нет. И все же дети получили от соревнований массу впечатлений, поверили в себя и полны энтузиазма. Сразу после окончания Чемпионата они были готовы приступить к подготовке к следующему.

Педагоги, получающие за свою нелегкую работу символическую зарплату, держатся на чистом энтузиазме – инвалиды занимаются в «Манеже» бесплатно, занятия никто не финансирует. К сожалению, именно поэтому пока нет возможности организовать новые группы для других ребят с ограниченными возможностями, купить необходимые для занятий спортивные тренажеры, подобрать удобных для инвалидов и инструкторов лошадей – им бы больше подошли непородистые и невысокие, но даже такие стоят сейчас немалых денег. Так что «Манеж» будет благодарен всем, кто захочет оказать помощь и поддержку в организации занятий, подготовке ребят к соревнованиям.

Лилия Базарская,
Фонтанка.ру

Адрес НОУ ДО «Манеж» - Санкт-Петербург, поселок Лахта, Лахтинский проспект, 100, lahta-manez@narod.ru.
Телефон педагога-психолога Сладковой Наталии Александровны – 8-911-9166322.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях