Официальное начало 40-го фестиваля "Петербургская музыкальная весна" состоится 11 мая. Но неофициально он начнется уже завтра. Готовя нынешнюю "Музыкальную весну", ее организаторы (не без колебаний, как сами они признаются) решили отказаться от изобретения каких-либо новых форм и следовать тем принципиальным курсом, который был взят за основу еще на историческом заседании правления Союза Композиторов далекой осенью 1964 года. Тогда было решено наряду с шедеврами мирового музыкального искусства ежегодно знакомить слушателей с достижениями современных композиторов, как отечественных, так и зарубежных, но с непременным акцентом на творчестве наших земляков.
Таким образом, нынешний фестиваль по своим организационным формам продолжает традиции, сформировавшиеся в последние годы. 25 концертов Весны - 7 симфонических, 12 камерных, 4 хоровых, концерт оркестра русских народных инструментов и концерт современного симфоджаза - пройдут в Большом и Малом залах Филармонии, Консерватории и Брюлловском зале Русского музея, дворце Белосельских-Белозерских и Шуваловском дворце, соборе св. Петра и Павла и, конечно же, в Доме Композиторов. В них, как всегда, примут участие лучшие коллективы и солисты нашего города, а также гости - композиторы из Москвы, Сеула, Братиславы и Нью-Йорка, специально приезжающие на фестиваль.
В фестивальных концертах наряду с новой музыкой (а на "Весне" состоится 14 премьер) прозвучит как классика XX века (Стравинский, Прокофьев, Шостакович), так и многочисленные сочинения петербургских авторов - Б.Тищенко, А.Петрова, С.Слонимского, Г.Банщикова, В.Баснера, Ю.Фалика, А.Королева, В.Успенского, Г.Корчмара, Л.Десятникова, Р.Гринблата, Л.Пригожина, В.Цытовича, и многих других композиторов. Причем немалую роль в отборе этих сочинений для участия в концертах нынешней "Весны" сыграли сами петербургские музыканты-исполнители - солисты и дирижеры.
Вместе с тем в программу юбилейной "Весны" организаторы решили включить и несколько необычных концертов: это, прежде всего, нетрадиционная увертюра к фестивалю "Любовь к организму", которая состоится в Малом Зале филармонии 7 мая - еще до официального открытия праздника.
Об этом произведении, посвященном "медицинской" теме в произведениях композиторов прошлого и нашей с вами современности, мы решили побеседовать с одним из авторов идеи - композитором Ольгой Петровой.
- Как у вас возникла идея подобного концерта?
- Все началось с таракана. Нет, правда - идея первого концерта возникла, можно сказать, стихийно. У Ирины Цеслюкевич как-то дочки притащили домой мадагаскарского таракана. Эти громадина вызвала такую бурю эмоций, что мы подумали - а не сделать ли нам концерт о насекомых? Вспомнили классику. "Блоха", "Полет шмеля"... тема оказалась очень обширна. Так, в 2002 году возникла идея концерта "Петербургский Таракан". Мы привлекли современных композиторов, и они с радостью подключились. А потом мы решили позвать ведущим концерта Вадима Жука. И он провел концерт, как он это умеет - тонко и с юмором. Не только благодаря фамилии. Захотелось и в этом году сделать шуточный вечер, адресованный слушателям, умеющим ценить юмор в музыкальном искусстве.
- Что же будет на этот раз?
- В это раз фамилия Жука никак не связана с темой концерта, но отказаться от него мы не смогли. Он очень хорошо понимает, что мы хотим. И идею мы уже немножко вымучивали. В первый раз все получилось само, а теперь мы уже именно хотели сделать что-то в том же духе. Мы хотели объединить и классику, и современную музыку. И сделать это одновременно и нетрадиционным и доступным всем способом. Классиков набралось немало. Хотя мы и выбирали в основном петербургскую музыку. Есть и современные композиторы. Выяснилось, что у многих из них уже давно были идеи на эту тему. Мы назвали концерт "Любовь к организму". При этом это вовсе не капустник, а вполне серьезный, академический концерт.
- А откуда взялось такое название?
- Мы позаимствовали его из статьи Осипа Мандельштама "Утро акмеизма": "Своеобразие человека, то, что делает его особью, подразумевается нами и входит в гораздо более значительное понятие организма". Мы начнем концерт с сотворения организма. Пройдем с ним весь путь от рождения, появления болячек - физических и душевных - и дойдем до геронтологических проблем. Но закончится все не "Похоронами куклы" Чайковского, а его же рождением новой куклы. Мы решили быть оптимистичней. Кроме концерта, зрителя ждет выставка плакатов. "Закаляйся", "Делай зарядку" и т.д. В духе советской пропаганды.
*
Нетрадиционным можно назвать и концерт "Приношение Татьяне Калининой" – дань признательности замечательной поэтессе, постоянно сотрудничающей с петербургскими композиторами, который пройдет в день ее рождения в музее А.С. Пушкина. Не совсем обычным станет и закрытие фестиваля, которое ознаменуется "Парадом фортепианных концертов" . Этот нетрадиционный вечер, в котором прозвучат концерты В.Салманова, В.Бибергана, О.Евлахова и В.Цытовича, состоится 26 мая в Концертном зале Консерватории.
Симфонические вечера пройдет под руководством дирижеров, хорошо известных петербуржцам - А.Дмитриева, Н.Алексеева, В.Альтшулера, Р.Мартынова и П.Грибанова. Хоровые вечера - под управлением не менее известных в городе В.Черноушенко, Б.Абальяна, Ю.Хуторецкой, В.Огороднова и С.Екимова. Наряду с известными петербургскими симфоническими и хоровыми коллективами в фестивале примут участие Русский концертный оркестр под управлением В.Попова и Губернаторский оркестр под управлением С.Горковенко, а также известные камерные ансамбли "Дивертисмент" и "Музыка да камера".
В рамках фестиваля пройдут также и несколько музыкальный спектаклей - в "Театре Буфф" пройдут три спектакля В.Успенского "Искушение Жанны", "Бал воров" и "Казанова в России". В Театре Консерватории - его же мюзикл "Анна Каренина". В Театре музыкальной комедии, в исполнении Театра "Рок-опера", состоится, по сути дела, премьера мюзикла А.Петрова и О.Петровой "Капитанская дочка".
Михаил Гончаров,
Фонтанка.ру