Этой ночью часть жителей нашего города будет праздновать два любопытных праздника - Белтайн и Вальпургиеву ночь. Многие из них не знают, что праздник-то это по сути один.
Белтайн - древний языческий праздник. Хотя понятия праздника в том смысле, в котором его употребляем мы сейчас, у германских и кельтских племен изначально не было. Каждый праздник был связан с определенным календарным периодом. 1 мая у древних народов начиналась "светлая" часть года - фактически лето. Этот праздник считался одним из самых шумных. Кельты жгли костры, устраивали вокруг них пляски, а также вокруг украшенного майского дерева, избирали майскую королеву среди девушек.
Согласно мифологии, Белтайн был посвящен богу Беленосу и означал "Огни Бела". Беленос в своей положительной ипостаси считался солнечным божеством, богом огня, света и тепла. Как мужское божество, рожденное Богиней в день зимнего солнцестояния, в этот день Бог достигает половой зрелости, что изображает майский шест - фаллический символ.
"Белтайн для нас, безусловно, важный праздник, своего рода сакральная веха годового цикла", - сказал корреспонденту «Фонтанки» лидер московской дарк-фолковой группы Embraces Of Branches, которая примет участие в петербургском праздновании "Вальпургиевой ночи".
Белтайн по давним традициям празднуют у нас неоязычники, историки-реконструкторы и просто влюбленные в историю люди. В это праздник не принято сидеть дома - нужен лес и костры. Один из самых больших "белтайнов" в этот раз пройдет при непосредственном участии школы кельтского танца "Хампти-Дампти", групп The Dartz и Anima Helics где-то в лесу под Петяярви. Но костры будут гореть и в других местах.
"Вальпургиева ночь" по идее - это тот же праздник. Только приобретший в средневековой традиции совсем другой, зловещий смысл. Название его произошло от совпадения с христианским почитанием 1 мая памяти св. Вальпургии, сестры св. Видибальда. Совпадение это, впрочем, явно не случайно. Известно, что христианская церковь пыталась победить языческие традиции и верования, в том числе и с помощью назначения на дни главных языческих праздников каких-то своих событий. Чтобы отвлечь народ. Далеко не весь народ отвлекался. Многие держались за старые традиции. Обстановка, в которой проходило празднование Белтайна, прямо-таки вызывала желание объявить все это дьявольским делом. Дикая местность (в не дикой было опасно), костры, пляски... Все это привело к версии о "ведьмах, собирающихся в эту ночь вокруг своего повелителя-сатаны на высокой недоступной горе Броккен, где они и справляют свой "шабаш"". Подробности шабаша можно узнать, например, у Гёте.
" На Брокен все! Толпа густа;
Посев был зелен, рожь желта!
Там Урлан вверху сидит;
Средь гор и скал, с метлой, с козлом
И вонь, и гром стоят кругом!"
"Вальпургиеву Ночь" в этом виде тоже отмечают. В самой Германии с 30 апреля на 1 мая можно подняться на гору Броккен и поучаствовать в экскурсии и празднике. У нас Лысой горы нет, так что петербургские "тёмные" расходятся по клубам. Некоторые вечеринки, такие, как готическая "Вальпургиева ночь" 30 апреля в Red Club, вполне доступны для посещения всех желающих. Но есть и засекреченные, только для своих. Например, 1 мая в Петербурге в таком "тайном месте" пройдет вампирский бал. Вход только для своих и только в соответствующих костюмах.
Михаил Гончаров,
Фонтанка.ру