Приговорить Закира Асадуллаева, обвиняемого в похищении картин Василия Перова из Государственного Русского музея, к 14 годам лишения свободы в колонии строгого режима просила сегодня городской суд государственный обвинитель. Кроме того, прокурор считает доказанным участие Асадуллаева в двух разбойных нападениях.
Хищение раритетов из Русского музея - один из эпизодов преступной деятельности, инкриминируемой следствием группе подсудимых, в числе которых, кроме Асадуллаева, еще несколько человек - Александр Абрамов, Дмитрий Сергеев, Дмитрий Богданов, Илья Моисеев и Роман Терехин. Однако только Асадуллаева обвиняют в краже картин из музея, остальных - в разбойных нападениях, в том числе на магазины по реализации антиквариата. Предполагаемый соучастник Асадуллаева в хищении раритетов - некто Рукавицын - объявлен в розыск, в отношении него дело выделено в отдельное производство.
Роману Терехину, бывшему на момент совершения инкриминируемых ему двух разбоев несовершеннолетним, прокурор просила назначить наказание в виде 6 лет пребывания в колонии, Александру Абрамову (ему вменяется 6 разбойных нападений), Дмитрию Богданову (4 разбойных эпизода и хищение оружия) - соответственно, по 14 и 9 лет, Илье Моисееву (2 разбоя) и Дмитрию Сергееву (2 разбоя) - по 5 лет лишения свободы с отбытием наказания в колонии строгого режима.
Кроме хищения картин, следствие вменяло подсудимым бандитизм, разбои, незаконное приобретение и хранение огнестрельного оружия и посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов. Однако сегодня прокурор отказалась от обвинений в бандитизме и незаконном обороте оружия, хотя, по данным предварительного следствия, подсудимые при совершении инкриминируемых им преступлений имели на вооружении пистолет ТТ, самодельный револьвер, два обреза и пистолет ПМ. Кроме того, гособвинитель просила прекратить дело в части обвинения в посягательстве на жизнь сотрудника милиции - за недоказанностью.
На следующем заседании, которое состоится 6 мая, суд заслушает доводы адвокатов подсудимых.
Напомним, что картина «Гитарист-бобыль» ( 31х22 см, написана в 1865 году) и эскиз к знаменитой «Тройке» (16х 21 см, написан в 1866 году) кисти великого русского художника Василия Перова были похищены в ночь на 6 апреля 2000 года из зала номер 23 Государственного Русского музея. Страховая стоимость похищенного, по данным Русского музея, составила 1,2 миллиона долларов.
По факту кражи было возбуждено уголовное дело, оперативное сопровождение которого осуществляли сотрудники 12-го «антикварного» отдела УУР.
По версии следствия, в ночь на 6 апреля 1999 года Рукавицын и подсудимый Асадуллаев подъехали на машине к зданию цирка на набережной Фонтанки, откуда, оставив машину, пешком добрались до Русского музея. Около 6 часов утра Рукавицын разбил молотком стекло в окне первого этажа и проник в помещение. В этот момент сработала охранная сигнализация. Похитителям удалось скрыться, несмотря на то, что сотрудники охраны музея прибыли на место в считанные секунды. Злоумышленники бросили на месте происшествия среди осколков стекла молоток, нож и моток веревки.
Звон разбитого стекла услышал сотрудник батальона номер 1 УВО сержант Задорожный, стоявший на посту у Российского музея этнографии. Он успел увидеть двух неизвестных, убегающих от здания музея. На требование сержанта остановиться неизвестные не отреагировали. Более того, как утверждает следствие, Рукавицын, обернувшись назад, выстрелил в Задорожного из пистолета.
Милиционер не смог преследовать неизвестных и применить оружие из-за того, что территории Этнографического и Русского музеев разделены двухметровой оградой на мелкой металлической сетке.
В конце этого же года, 27 декабря, сотрудники правоохранительных органов задержали первых обвиняемых - Богданова и Моисеева, 13 января был задержан самый молодой из обвиняемых - Терехин, в феврале - Сергеев, в марте - Абрамов и в мае - Асадуллаев.
25 января 2000 года около 16.30 неизвестный позвонил в 12-й «антикварный» отдел УУР ГУВД и сообщил, что похищенные из Русского музея картины находятся ячейке 165 в камере хранения Варшавского вокзала. Через два дня - 27 января - картины были оттуда изъяты. 4 февраля в 14 часов они заняли свое место там, откуда были похищены - в зале 23 ГРМ.
Как выяснится позже, значимую роль в помощи оперативникам оказал Игорь Солодов, выступавший впоследствии свидетелем по делу. По словам Солодова, летом 1999 года Асадуллаев обращался к нему за информацией. Подсудимый просил выяснить рынок сбыта картин и их стоимость. Через некоторое время Солодов узнал о краже картин из Русского музея. Он нашел Асадуллаева и обрисовал подсудимому серьезность ситуации, в которой он, Асадуллаев, оказался. Через некоторое время после этого разговора картины были обнаружены на Варшавском вокзале.
Елена Гусаренко,
Фонтанка.ру